viber

Годовой план закупок: основные ошибки и последствия

ulya

Юлия Черныш, помощник юриста 

Годовой план государственных закупок, размещенный надлежащим образом, является основанием для проведения процедур государственных закупок. Несмотря на кажущуюся простоту составления и утверждения годового плана на практике возникают ситуации, когда ошибки, совершенные заказчиком на данном этапе, влекут ряд неблагоприятных последствий.

На что обратить внимание?

При формировании годового плана закупок, а также внесении в него изменений и дополнений чаще всего допускаются следующие ошибки:

- несоблюдение сроков разработки, утверждения и размещения годового плана (изменений и дополнений в годовой план), а также порядка его размещения на официальном сайте;

- неверное определение кода товара по ОКРБ 007-2012, однородности товаров;

- неверный расчет ориентировочной стоимости предмета закупки, в том числе без проведения исследования конъюнктуры рынка.

Каковы последствия?

            Ошибки, допущенные при формировании годового плана государственных закупок, могут повлечь отмену процедуры с или без привлечения должностных лиц заказчика* к административной ответственности.

*Обратите внимание: ответственность в данном случае будет нести должностной лицо заказчика, даже если сама процедура проводится организатором. Составление годового плана – это одна из исключительных компетенций заказчика и данное полномочие не может быть передано организатору. Исключение - проведение централизованных закупок.

            Ошибка: несоблюдение сроков разработки, утверждения и размещения годового плана (изменений и дополнений), а также порядка размещения информации на официальном сайте.

Последствия: при проведении госзакупки, не предусмотренной годовым планом, закупка подлежит отмене (в случае её обжалования), а виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 11.16 КоАП за не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках. Санкция: предупреждение или штраф до 50 базовых величин, а при повторном нарушении - штраф от 50 до 100 базовых величин.

Пояснение: Действующим Законом установлены следующие сроки для размещения годового плана на официальном сайте (icetrade.by):

- по общему правилу – не позднее 8 марта текущего года.

- в случае выделения бюджетных средств после 8 марта – 1 месяц после выделения финансирования.

- изменения и дополнения в годовой план – 15 календарных дней с момента их утверждения.

 Следовательно, заказчиком должны быть предприняты меры по составлению, утверждению и размещению годового плана, которые позволяет не нарушить установленные законом сроки и при этом учесть потребности всех структурных подразделений.

Порядок размещения информации (в том числе годового плана) на официальном сайте урегулирован соответствующей инструкцией, утвержденной постановлением Совета Министров № 778. Также операторами официального сайта был разработан и опубликован подробный алгоритм по размещению годового плана. Однако данные правила нередко игнорируются.

Например, после размещения годового плана заказчик не проводит его пробный поиск в системе, как того требует законодательство. В работе официального сайта возможны технические сбои. И хотя годовой план фактически размещался заказчиком, из-за технической ошибки он может быть недоступен, либо отображаться некорректно. В дальнейшем процедура закупки может быть обжалована, из-за  отсутствия годового плана на официальном сайте (либо отсутствия конкретного товара в годовом плане) и без справки о пробном поиске заказчику будет сложно доказать свою невиновность. (см. Протокол комиссии по рассмотрению жалоб при осуществлении государственных закупок при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.06.2017 N 4)

Ошибки: неверное определение кода товара по ОКРБ 007-2012, однородности товаров. Неверный расчет ориентировочной стоимости предмета закупки, в том числе без проведения исследования конъюнктуры рынка

Последствия: в качестве последствий возможно ошибочное определение вида процедуры госзакупки, что повлечет её отмену при обжаловании в комиссии МАРТ или в суде.

Пояснение:

Выбор процедуры закупки осуществляется заказником на основании: сведений о предмете госзакупки и ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете.

 При определении предмета учитывается:

  1. Включение кода закупаемой продукции в один из перечней товаров, закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов, электронного аукциона, закупки из одного источника и др.
  2. Однородность товаров. Она определяется на основании кодов ОКРБ 007-2012: у однородных товаров совпадают 8 первых цифр кода.

Следовательно, при составлении годового плана заказчик должен правильно определить код товаров, чтобы в последующем не ошибиться с предметом государственной закупки.

Ориентировочная стоимость годовой потребности - это стоимость предмета предстоящей госзакупки с учетом исследования конъюнктуры рынка по предмету закупки, и которая включает как общую стоимость товара, так и уплачиваемые обязательные платежи. То есть для определения ориентировочной стоимости госзакупки заказчик изучает конъюнктуру рынка в отношении определенных товаров, а также устанавливает, какие обязательные платежи должны быть уплачены в отношении конкретных товаров. При несоблюдении рекомендаций по формированию стоимости заказчиком могут быть нарушены пороговые значения ориентировочной стоимости годовой потребности, которые установлены для выбранной заказчиком процедуры.

 Например, для проведения запроса ценовых предложений ориентировочная стоимость предмета закупки должна быть более 300, но не более 1000 базовых величин (для товаров). Заказчик при определении ориентировочной стоимости не учел НДС и другие налоги на конкретный товар, в результате чего неверно определил стоимость предмета закупки, которая на самом деле равна 1050 базовых величин. Следовательно, в данном случае не может проводиться запрос ценовых предложений и такая процедура подлежит отмене (в случае обжалования).

Таким образом, чтобы не ошибиться при выборе вида процедуры госзакупки заказчику необходимо правильно определить коды товаров по ОКРБ 007-2012, однородность товаров и сумму ориентировочная стоимость годовой потребности.

В случае возникновения вопросов о проведении, участии в государственных закупках можете обращаться по адресу электронный почты: usiminsk@gmail.com

 

Материал актуален на 19.02.2019.

 

Юридическая компания «ЮС ИнвестЪ» также оказывает услуги по подготвке документов для обжалования процедуры государственной закупки.