viber

Нововведения в области изъятия, предоставления и использования земельных участков.

iyu 

Яковина Ирина, юрист

Указом Президента Республики Беларусь № 463 от 26 декабря 2017 года (далее – Указ) усовершенствован порядок изъятия и предоставления земельных участков. В статье рассмотрим основные изменения в данной сфере.

  1. Предоставление земельного участка в границах СЭЗ или инвестору.

Пунктом 4.16 Указа предусмотрено, что потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства не возмещаются при изъятии сельскохозяйственных и лесных земель при предоставлении земельных участков для строительства и (или) обслуживания транспортной и инженерной инфраструктуры в границах СЭЗ, или инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) в период действия таких договоров. При этом цель предоставления такого земельного участка – строительство и (или) обслуживание объектов, предусмотренных инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Пункт 7.20 Указа устанавливает, что при расторжении инвестиционного договора предоставление земельных участков инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) без проведения аукционов для завершения строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, допускается в случаях, установленных законодательными актами в сфере инвестиций.

На практике сложились ситуации, когда в ходе проведения инженерно-геологических изысканий и разработки проектной документации обнаруживалось, что для строительства объекта и реализации инвестиционного договора необходим земельный участок большего размера, чем земельный участок предоставленный инвестору первоначально.  

Исходя из действующего законодательства, предоставление земельных участков инвестору осуществляется только из перечня участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами по истечении 30 дневного срока со дня включения таких участков.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, для предоставления дополнительного земельного участка инвестору необходимо было сначала включить его в перечень, и только после включения в перечень в общем порядке предоставить земельный участок для реализации инвестиционного договора.

Указом же предусмотрено, что в случае, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, требуется земельный участок большего размера и размер дополнительного участка не превышает 10 процентов размера участка, включенного в перечень участков, внесение соответствующих изменений в инвестиционный договор осуществляется после корректировки градостроительного паспорта на земельный участок без включения дополнительного участка в перечень участков.

Если же в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера и размер дополнительного земельного участка превышает 10 процентов размера первоначального земельного участка, заинтересованное лицо обращается с заявлением в соответствующий местный исполнительный комитет за согласованием места размещения дополнительного земельного участка.

При изъятии и предоставлении земельного участка из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов) для целей, не связанных с назначением этих земель, указанное заявление подается независимо от размера дополнительного земельного участка.

  1. Объединение процедур для предоставления земельного участка.

Процедура отвода земельного участка и процедура установления его границы на местности объединяется в одну административную процедуру. Данное новшество позволит сократить срок выполнения работ по предоставлению земельного участка,  в том числе, за счет сокращения сроков передачи материалов.

  1. Установлены сроки для разработки проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности.

С учетом объединения вышеуказанных процедур, также изменены сроки для разработки проекта, с учетом установления его границы на местности. Разработка проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности выполняется в течение 30 рабочих дней со дня оплаты этих работ заинтересованным лицом. Если изъятие земельных участков предполагается из земель пяти и более землепользователей и (или) необходимо определение размеров убытков, причиняемых землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, указанный срок может быть продлен, но не более чем до 50 рабочих дней.

  1. Срок принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В нормах действующего законодательства срок для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка не установлен. Указом же закреплен такой срок – решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица с указанием соответствующих законодательству оснований отказа. В течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения местный исполнительный комитет направляет копию (выписку из решения) заинтересованному лицу.

  1. Внесение изменений в акт выбора места размещения земельного участка.

  o_1_0

В акте выбора места размещения земельного участка должны указываться:

  • условия предоставления земельного участка,
  • обоснование наиболее целесообразного места размещения земельного участка,
  • состав и качество земель,
  • наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка,
  • условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы,
  • право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины,
  • ориентировочные размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место),
  • сведения о кадастровой стоимости земельного участка (в случае, если земельный участок предполагается предоставить в частную собственность или в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка),
  • необходимость проведения почвенных и агрохимических обследований для определения фактического размера потерь сельскохозяйственного производства, оценки воздействия намечаемого к строительству объекта на окружающую среду или окружающей среды на объект,
  • обоснование необходимости размещения объекта,
  • срок подготовки проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы,
  • срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации,
  • иные условия выполнения проектно-изыскательских работ.

По общему правилу при принятии решения об изъятии и предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет не вправе изменить отраженные в утвержденном акте выбора места размещения земельного участка сведения (условия), за исключением установленных случаев.

К таким случаям, согласно новому Указу, относятся:

  1. реорганизации юридического лица,
  2. изменения вида права на земельный участок, который определяется в соответствии с законодательством на момент принятия решения,
  3. передачи в установленном порядке функций заказчика в строительной деятельности другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю,
  4. иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, внесено новое основание для внесения изменений в акт места размещения земельного участка – передача функций заказчика в строительной деятельности.

Возможность внесения данных изменений в акт выбора места размещения земельного участка связана с тем, чтобы при необходимости передать функции заказчика в строительной деятельности другому юридическому лицу или ИП, и не было необходимости оформлять новый акт выбора места размещения земельного участка.

После утверждения акта выбора места размещения земельного участка, местный исполнительный комитет не имеет права предоставить либо согласовать предоставление этого участка другому лицу.

  1. Уведомление о необходимости возврата земельного участка.

Заинтересованное в продлении срока временного пользования земельным участком лицо не позднее чем за два месяца до окончания этого срока должно обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с заявлением о продлении ему срока временного пользования земельным участком, обоснованием необходимости его продления и указанием предполагаемого срока продления.

Землеустроительной службой за месяц до окончания срока временного пользования земельным участком землепользователю, своевременно не обратившемуся за продлением такого срока, направляется уведомление о необходимости возврата предоставленного во временное пользование земельного участка.

Местный исполнительный комитет рассматривает заявление о продлении срока временного пользования земельным участком в течение 5 рабочих дней со дня его подачи и в случае признания необходимости продления этого срока поручает землеустроительной службе в течение 7 рабочих дней подготовить и внести в местный исполнительный комитет соответствующий проект решения. Решение о продлении срока временного пользования земельным участком принимается местным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня его представления данной службой.

  1. Строительство фирменных магазинов

Указом закреплена норма, при которой земельный участок предоставляется юридическим лицам и ИП для строительства фирменных магазинов без проведения аукционов. При этом данное требование распространяется только в тех случаях, если земельный участок предоставляется для целей строительства фирменных магазинов, владельцами которых являются производители товаров.

  1. Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно п. 33 данного Указа, при предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства разработка проекта отвода земельного участка без установления его границы осуществляется землеустроительной службой. Основанием для разработки проект является заявление гражданина, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка.

Граница испрашиваемого земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается организацией по землеустройству в порядке, определенном Государственным комитетом по имуществу, на основании разработанного землеустроительной службой проекта отвода земельного участка за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня оплаты этих работ.

  1. Обмен и передача материалов в электронном виде.

Согласно п. 30 Указа, после установления границы земельного участка на местности согласованный проект отвода земельного участка с материалами по установлению его границы и документами, проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении этого земельного участка в течение 2 рабочих дней со дня их оформления передаются в электронном виде и (или) на бумажном носителе организацией по землеустройству в соответствующую землеустроительную службу.

Под передачей материалов об изъятии и предоставлении земельного участка и проекта решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении этого земельного участка в электронном виде понимается передача их электронных отображений, подписанных электронной цифровой подписью организации по землеустройству, изготовившей такие электронные отображения, посредством Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь - комплекса программно-технических средств, баз пространственно-атрибутивных данных, каналов информационного обмена и других ресурсов, обеспечивающего автоматизацию накопления, обработки, хранения и предоставления сведений государственного земельного кадастра в электронном виде, в том числе с использованием средств геоинформационных технологий.

 

Таким образом, нормы Указа в полной мере отвечают сложившейся практике в сфере изъятия и предоставления земельных участков. Указ № 463 направлен на усовершенствование порядка изъятия и предоставления земельных участков, сокращение документооборота на бумажных носителях, защиту прав землепользователей (в том числе, инвесторов, резидентов СЭЗ), своевременный возврат земельных участков и уменьшение срока передачи документов и принятия решения.