О вступлении в силу изменений в законодательство по вопросам регистрации юридического лица

VbiВладислав Бабицкий, юрист, специалист по корпоративному праву

 3 сентября 2017 года вступили в силу изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы регистрации юридического лица. Следовательно, уже с этого понедельника, обращаясь за регистрацией юридического лица, необходимо учитывать изменения и дополнения в законодательстве, перепроверить некоторые документы, подготовленные для регистрации на прошлой неделе.

Основные нормативные документы, на которые необходимо обратить внимание после 03.09.2017 г. при регистрации юридического лица:

- Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет №1), утвердивший «Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования» (далее – Положение);

-  Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь № 8 от 27.01.2009 г. «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее – Постановление №8).

 

 П.2.3.Декрета № 1 предусматривает, что собственник имущества, учредители юридического лица, при прохождении процедуры государственной регистрации вправе инициировать в заявлении о государственной регистрации направление регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета. Такая информация направляется регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию в виде электронного документа.

Банком, небанковской кредитно-финансовой организацией осуществляется свидетельствование подлинности подписей должностных лиц юридического лица, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати, предусмотренную законодательством, для подтверждения полномочий на проведение расчетов с денежными средствами, находящимися на текущих (расчетных) банковских счетах юридических лиц.

В форму заявления о государственной регистрации коммерческой организации, утверждаемую Постановлением № 8 (далее – Заявление), добавлен пункт 8, где при регистрации можно указать банк и валюту счета, для последующего направления туда информации о зарегистрированной компании.

Такое нововведение позволяет тем, кто уже определился с выбором банка, указать о необходимости направления регистрирующим органом сведений о юридическом лице. Если конкретный банк для открытия счета не выбран либо нет всех сведений для направления в банк, например, еще нет руководителя юридического лица, то пункт 8 заявления можно не заполнять.

При регистрации юридического лица на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», в Заявлении, необходимо корректно указать наименование регистрирующего органа - администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» (ранее в Декрете № 1 слова «Индустриальный парк «Великий камень» не были указаны).

При заполнении Заявления уже не надо подтверждать, что учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя (участника) по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия.

На дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не должен являться собственником имущества ( участником), руководителем юридического лица - должника*, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;

*Дано пояснение, что понимать под юридическим лицом – должником: неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия) или некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

На дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не должен являться собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся (находящимся) в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.10.2012, 1/13843).

 При обращении за государственной регистрацией коммерческой организации, следует обратить внимание, что с 03.09.2017 изменена форма Заявления, утвержденная Постановлением № 8. Это значит, что при обращении за регистрацией компании по форме, которая еще действовала на прошлой неделе (до 03.09.2017), будет получен отказ в приеме документов, несмотря на то, что изменения по форме Заявления не объемные.

Так, кроме добавления пункта про банк и валюту счета, а также изменения информации, которую должен подтвердить учредитель компании, имеются незначительные изменения в листах А и Б (в зависимости от того, кто является учредителем/соучредителем коммерческой организации). Заполненный Листы А и/или Б должен предоставляться с учетом последних изменений, вступивших в силу 03.09.2017, иначе будет отказано в приеме документов.  

Форма заявление для регистрации некоммерческой организации также немного изменилась, поэтому после 03.09.2017 также обращайте на это внимание.

 

Среди иных изменений, вступивших в силу 03.09.2017 г,  по вопросам регистрации юридического лица в Республике Беларусь также можно отметить:

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», которое приведено в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь». В частности, изложена в новой редакции «Инструкция о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом»;

-- внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов». В частности:

-- дополнен перечень лиц, которые освобождаются от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий: физические и юридические лица, в отношении которых нотариусом представлены электронные документы для государственной регистрации, и их представители - за однократное удостоверение данным нотариусом или нотариусом, выполняющим его функции, формы внешнего представления каждого электронного документа о государственной регистрации на бумажном носителе;

-- дополнены нотариальные тарифы за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, утвержденные этим постановлением.

 Таким образом, начиная с 04.09.2017 г. следует обращать внимание на изменения и дополнения в законодательство при составлении заявлений на регистрацию юридического лица в Республике Беларусь.

 

 

Материал актуален на 05.09.2017 г.