viber

Закупка работ по текущему ремонту 2019: основные ошибки заказчика

Ирина Бекиш, юрист;       Юлия Черныш, помощник юриста 

 

igv

    ulya

Текущий ремонт можно разделить на два вида:

- текущий ремонт в строительстве.

- текущий ремонт техники, оборудования, транспортных средств и др.

В данной статье будут рассмотрены особенности осуществления государственных закупок по текущему ремонту в строительстве с учетом меняющегося законодательства.

 Строительные работы, относящиеся к текущему ремонту.

Основное определение текущего ремонта содержится в абз. 44 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Так, указанный НПА под текущим ремонтом понимаетсовокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятия по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.

По факту для того, чтобы определить относятся ли работы к текущему ремонту, необходимо руководствоваться техническим кодексом установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010).

 Ошибки при выборе процедуры закупки.

С 1 января 2017 года закупки работ по техническому ремонту проводились согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380), при этом заказчик самостоятельно мог определять какую процедуру проводить (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги). На практике чаще проводилась процедура переговоров, как наиболее простая с точки зрения её проведения.

С 1 января 2019 года Указ № 380 прекратил своё действие. Минстройархитектуры подготовил разъяснение (письмо от 1 февраля 2019 г. № 04-3-05/1611) о порядке проведения закупок при строительстве в 2019 году, согласно которому если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве проводится получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то необходимо руководствоваться нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2016 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Наиболее наглядно порядок выбора процедуры представлен в схеме:

 

2

 

Основными ошибками заказчиков- получателей бюджетных средств в сфере закупок при строительстве с 1 января 2019 года являются:

1. проведение закупок по процедурам, определенным в Указе №380;

2. неправильное определение процедуры по Закону о гос. закупках для приобретения работ и товаров при строительстве. Например, проводится процедура запроса ценовых предложений, хотя ориентировочная стоимость годовой потребности менее 300 БВ.

 Обращаем ваше внимание, что до 1 июля 2019 года будут приниматься правовые акты, конкретизирующие порядок осуществления гос. закупок согласно новой редакции Закон № 419-З. Следовательно указанный выше порядок выбора процедуры закупок по текущему ремонту при строительстве может измениться. Эти изменения будут освещаться на нашем сайте в виде отдельных аналитических материалов. Чтобы не допускать ошибок следите за нашими новостями.

 Ошибки при составлении документации для проведения процедуры государственной закупки строительных работ по текущему ремонту.

 1. Невключение работ по текущему ремонту в годовой план государственных закупок.

Как было отмечено выше с 1 января 2019 года закупки работ при строительстве за счет бюджетных средств проводятся по Закону о гос.закупках. Согласно данному Закону заказчик размещает на официальном сайте годовой план закупок не позднее 8 марта текущего года. На основании годового плата определяется объём предмета закупки, как следствие, и вид процедуры. Таким образом, если заказчик планирует в текущем году закупать строительные работы по текущему ремонту за счет бюджетных средств, то ему необходимо включить их в годовом плане гос.закупок.

 Подробнее о годовом плане государственных закупок вы можете прочитать здесь

 

 2.Отсутствие в документах, предоставляемых участнику для подготовки предложений, дефектного акта и сметы.

Пример: заказчик разместил приглашение к участию в запросе ценовых предложений работ по текущему ремонту и определил, что «в цену включаются все затраты по производству работ, подтвержденные актами выполненных работ».

Такая процедура, в случае её обжалования, подлежит отмене.

В соответствии с Законом о гос. закупка заказчик в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, должен указать следующие сведения: описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки; формулу расчета цены предложения и иные.

Помимо законодательства о гос.закупках работы по текущему ремонту также регулируются нормами гражданского законодательства и нормами о договоре строительного подряда. Так, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. Для текущего ремонта разработка проектной документации и ее экспертиза не требуются. В соответствии с п. 9 ст. 51 Закона 300-З выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Форма дефектного акта, а также порядок ее применения и заполнения утверждается Минстройархитектуры – постановлением от 29.04.2011 № 14, постановлением от 17.10.2011 № 48.

Таким образом, если заказчику требуется закупка строительных работ для текущего ремонта, составляется дефектный акт и смета, которые прилагаются к документации на закупку. Указанные документы предоставляют участникам необходимые и достаточные сведения о предмете закупки, что позволяет им сформировать цену своих предложений.

Следовательно, чтобы правильно описать предмет закупки строительных работ по текущему ремонту за счет бюджетных средств, а также соблюсти требования гражданского законодательства заказчику необходимо:

1.приложить к документации на закупку смету и дефектный акт;

2. определить в документации виды строительно-монтажных работ и их результат.

   

3.Ошибка при формировании квалификационных требований к участникам.

Пример: заказчик установил в документации на закупку, что для подтверждения соответствия квалификационному требованию о наличии квалифицированного персонала участник обязан предоставить копии аттестатов соответствия на выполняемые виды работ, виды работ согласно сметной документации; а для подтверждения возможность участника осуществлять вид работ по предмету государственной закупки – предоставить сертификат на виды работ (виды работ согласно смете).

Для выполнения работ, относящихся к текущему ремонту, согласно ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию", аттестат соответствия не требуется. Следовательно, данное квалификационное требование некорректно. Если предложение участника будет отклонено из-за непредоставления аттестатов соответствия, то, при обжаловании данного решения заказчика, оно будет отменено судом или комиссией МАРТ.

Что касается требования о предоставлении сертификатов соответствия на работы в строительстве, то в приложении к техническому регламенту Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY) содержится перечень работ в строительстве, для выполнения которых необходимо получить сертификат соответствия существенным требованиям безопасности данного ТР. Значит требование о предоставлении сертификатов соответствия правомерно только если при текущем ремонте есть необходимость выполнить работы, включенные в перечень. Таким образом, если заказчик включит требование о предоставлении сертификатов соответствия, когда они не требуются, и при этом отклонит предложение участника, не предоставившего такие сертификаты, то данное решение заказчика будет отменено при обжаловании.

 

4. Ошибки на стадии исполнения договора.

            Несоблюдение требований законодательства при изменении объема работ.

Пример: заказчиком была проведена государственная закупка, предметом которой являются строительные работы по текущему ремонту: восстановление отдельных участков гидроизоляции стен подвальных помещений. При исполнении договоров подряда, возникла необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных дефектным актом: восстановление штукатурки и облицовки стен и потолков, в том числе подвесных, отдельными местами. Объём таким работ составлял 40% от начального предмета закупки. Заказчик заключил с участником-победителем дополнительное соглашение к договору подряда на выполнение доп. работ.

Согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь при выявлении подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных в проектной документации и влекущих увеличение стоимости строительства, он обязан своевременно сообщить об этом заказчику. В соответствии с положением о формировании неизменной контрактной цены (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 г. № 1553) такая цена корректируется в случаях ее изменения по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации.

Законодательством о государственных закупках установлено, что допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на десять процентов, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором.

Таким образом, действия заказчика неправомерны. При возникновении необходимости провести дополнительные работы в рамках текущего ремонта, заказчику необходимо учитывать, что увеличить предмет закупки допустимо, но не более чем на 10%. Если объем работ более 10% предмета закупки, то необходимо провести новую процедуру государственной закупки.

 

  Материал актуален по состоянию на 03.05.2019 г.

 

Вопросы возникающие при проведении закупки работ по техническому ремонту и обслуживанию техники, оборудования, транспортных средств и др.

Если у вас возникли дополнительные вопросы, вы можете задать их нашим специалистам: +37529 319 07 79; +375 17 336 98 28; usiminsk@gmail.com; info@usiminsk.by; wechat: usinvest; viber: +37529 319 07 79