viber

Новые правила обжалования процедуры государственной закупки в комиссии МАРТ

ulya

Юлия Черныш, помощник юриста 

С 1 июля 2019 года вступает в законную силу новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новая редакция Закона), которая вносит множество изменений в процедуры государственных закупок. Эти изменения в том числе затрагивают процесс обжалования закупок в уполномоченном государственном органе по государственным закупкам, которым является комиссия по государственным закупкам Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – комиссия МАРТ). О том, как измениться процесс подачи и рассмотрения жалоб в комиссия МАРТ, и пойдёт речь в данной статье.

       1. Лица, участвующие в обжаловании процедур государственных закупок в комиссии МАРТ.

 В новой редакции Закона круг лиц, чьи действия могут быть обжалованы стал меньше. Это связано с тем, что функций, которые ранее выполняли операторы официального сайта, теперь передаются операторам электронной торговой площадки и операторам государственной информационно-аналитической системы (далее – ГИАС). При чём Законом не предусмотрена возможность обжаловать действия последних. Таким образом, согласно новой редакции Закона объектом обжалования являются действия (бездействия), решения:

1)заказчика (организатора);

2) комиссии и (или) ее членов;

3) товарной биржи;

4) оператора электронной торговой площадки.

Что касается субъектов обжалования, то жалобы в комиссию МАРТ могут подавать как участники процедуры, так и иные лица, не имеющими такого статуса, с соблюдением следующих условий (ст. 51, 52, 56 новой редакции Закона):

  • Участники могут подать жалобу в комиссию МАРТ:

- в отношении документов для подготовки предложения - в течение срока для подготовки и подачи предложений;

- по иным вопросам - со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее десяти календарных дней со дня уведомления участников о результатах процедуры государственной закупки*

  • Иные лица:

- в отношении документов для подготовки предложения - в течение срока для подготовки и подачи предложений.

  * под результатами здесь понимается выбор участника-победителя либо отмена процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

 

  1. Подготовка жалобы в комиссию МАРТ.

 В новой редакции Закона чётко определены требования к содержанию жалобы (п.3 ст. 52 Закона), которые, по сравнению с действующей редакцией, являются более жёсткими: с 1 июля 2019 года в жалобе в комиссию МАРТ обязательно указывать норму законодательства о государственных закупках, которая была нарушена обжалуемыми действиями/решениями. Если в жалобе не будет указана такая норма, то комиссия МАРТ оставит жалобу без рассмотрения.

На наш взгляд такое нововведение позволит существенно сократить подачу необоснованных жалоб. Более того, исходя из практики, и на сегодняшний день члены комиссии МАРТ просят заявителя пояснить, какие нормы законодательства о государственных закупках были нарушены второй стороной. Если заявитель не может чётко ответить на данных вопрос, обосновав тем самым заявленные требования, то, объективно, снижаются шансы на удовлетворения жалобы.

Также в жалобе необходимо будет указывать регистрационный номер процедуры государственной закупки, присвоенный ГИАС, электронной торговой площадкой, товарной биржей.

 

  1. Порядок подачи жалобы.

 Со вступлением в силу новой редакции Закона подача и рассмотрение жалобы комиссией МАРТ будут частично переведены в электронный формат. Поступающие жалобы вносится в ГИАС в Реестр жалоб и затем доводятся до членов комиссии МАРТ. Информация о процедуре обжалования в определённых случая подлежит размещению на электронной торговой площадке, в связи с чем увеличивается роль и ответственность операторов площадки.

Правила подачи жалоб в комиссию:

  • в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, запроса ценовых предложений (далее – конкурентные процедуры) жалоба подаётся на электронную торговую площадку;
  • при проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника (далее – неконкурентные процедуры) жалоба подаётся в письменном виде в комиссию МАРТ.

 

  1. Рассмотрение жалобы комиссией.

 Порядок рассмотрения жалобы комиссией МАРТ немного изменился из-за необходимости размещать сведения в ГИАС (в Реестре жалоб) при обжаловании конкурентных процедур. А также изменились некоторые сроки:

  • после размещения жалобы в ГИАС комиссия МАРТ в течение 3 рабочих дней принимает её к рассмотрению, приостанавливает процедуру (не более чем на 10 рабочих дней) и назначает дату, время и место заседания комиссии МАРТ, которые публикуются на электронной торговой площадке. С решением, принятым комиссией по итогам рассмотрения жалобы, можно будет также ознакомиться на электронной торговой площадке. Дополнительно оператор площадки извещает заказчика (организатора), лицо, подавшее жалобу и участников о дате, времени и места заседания комиссии и о принятом решении;
  • при обжаловании неконкурентных процедур порядок отличается тем, что информация о заседании комиссии не публикуется на электронной торговой площадке, а рассылается в письменном виде в течение 2-ух рабочих дней после принятия жалобы к рассмотрению.

Таким образом, посредством ГИАС члены комиссии МАРТ могут наблюдать за движением жалобы, что позволяет сократить сроки рассмотрения. А в отношении конкурентных процедур у любого лица есть возможность проследить за обжалованием той или иной процедуры, что делает сам процесс более прозрачным.

Однако наиболее существенным изменением является обязанность для лица (органа), чьи действия/решения обжалуются подать отзыв на жалобу. Сделать это необходимо не позднее 1 рабочего дня до дня заседания комиссии. Никаких требований к содержанию отзыва не установлено. Полагаем, что ко вступлению новой редакцией Закона в силу будет либо разработан соответствующий подзаконный акт, устанавливающий требования к отзыву, или специальная форма, либо он будет подаваться в свободной форме.

 

  1. Камеральная проверка.

 Новой редакцией Закона установлено, что при обжаловании в комиссии МАРТ конкурентной процедуры в обязательном порядке проводится так называемая камеральная проверка. При этом отзыв жалобы подавшим её лицом не является основанием для отмены проверки.

Целью камеральной проверки является установление факта нарушения норм законодательства о государственных закупках сверх тех, что указаны в жалобе в комиссию МАРТ. Порядок её проведения будет установлен соответствующим правовым актом. Однако уже сейчас есть основания предполагать, что при её проведении членами комиссии будут проверены все документы, хранящиеся в ГИАС по конкретной процедуре, а также, в случае необходимости, затребованы иные сведения.

По результатам проверки принимается:

  • акт камеральной проверки (далее – акт). Он публикуется на электронной торговой площадке в течение 5 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки. Отдельно уведомляются заказчик (организатор) и члены комиссии МАРТ;
  • справка камеральной проверки, которая размещается в том же порядке, что и акт.

В случае несогласия с актом камеральной проверки заказчик (организатор) может направить на него возражения через электронную торговую площадку. Это необходимо сделать не позднее 3 рабочих дней со дня размещения акта. Никаких требований к их содержанию законодательством на данный момент не установлено.

По итогам рассмотрения возражений комиссия МАРТ выносит заключение, которое публикуется на электронной торговой площадке.

Акты, справки, возражения, заключения также заносятся в ГИАС.

  1. Предписание.

В новой редакции Закона предусмотрено право комиссии МАРТ на издание предписаний, которые являются обязательными для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки.

Предписания могут быть вынесены если комиссией МАРТ были установлены нарушения законодательства о государственных закупках:

  • в результате камеральной проверки;
  • в результате рассмотрения жалобы.

В предписании в обязательном порядке указываются нормы законодательства, которые были нарушены, характер нарушения, а также действия, которые обязаны совершить заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки для устранения нарушения.

При проведении конкурентных процедур закупок предписание публикуется на электронной торговой площадке, заносится в ГИАС. Также оператор электронной торговой площадки дополнительно уведомляет заказчика (организатора). При проведении неконкурентных процедур – предписание не публикуется, а направляется в письменной форме.

Требования, указанные в предписании должны быть исполнены в течении 5 дней со дня его размещения на электронной торговой площадке (при проведении конкурентных процедур) либо со дня получения предписания (при проведении неконкурентных процедур).

После выполнения требований предписания необходимо уведомить комиссию МАРТ. То, каким образом это необходимо сделать, зависит от вида процедуры государственной закупки:

  • при проведении конкурентных процедур уведомление направляется посредством электронной площадки.
  • при проведении неконкурентных процедур уведомление направляется письменно.

Таким образом, редакция Закона от 01.07.2019 существенно модернизирует процедуру подачи жалобы в комиссию МАРТ, процесс её рассмотрения, а также наделяет комиссию рядом новых полномочий.

Материал актуален на 26.09.2018.

 

Юридическая компания «ЮС ИнвестЪ» оказывает услуги по подготвке документов для обжалования процедуры государственной закупки.