В последние годы все большее количество субъектов хозяйствования, зарегистрированных в Республике Беларусь, стремится стать резидентами Парка высоких технологий (далее – ПВТ, Парк). Статус резидента Парка привлекателен для представителей IT-бизнеса, прежде всего, льготами в сфере налогообложения и значительным упрощением бюрократических требований к документообороту компании. Так же, имеется возможность применять в своей деятельности особые юридические приемы (конвертируемый заем и др.).
Процесс приобретения статуса резидента не такой замысловатый, каким может показаться с первого взгляда. Однако стоит детально разобраться в данной процедуре. Основные требования, предъявляемые к процессу вступления в ПВТ, содержатся в Положении, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 года №12 (далее – Декрет №12). Также важным нормативным правовым актом в данной сфере выступает Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 года №403 (далее – Постановление №403), которое дает пояснения и развивает положения Декрета №12.
Итак, приступим к подробному рассмотрению процедуры вступления в ПВТ.
Step 1. Приобретение статуса «надлежащего субъекта».
В чем состоит сущность данной стадии? Это значит, что, во-первых, необходимо зарегистрироваться на территории Республики Беларусь в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя). Таким образом, иностранная компания не может стать резидентом ПВТ.
Организационно-правовая форма юридического лица (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.), штат сотрудников, период деятельности, размеры выручки и прибыли не имеют значения для приобретения статуса резидента ПВТ, хотя, безусловно, каждая конкретная ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.
Однако наличия лишь факта государственной регистрации недостаточно. В дополнение к этому субъект, который изъявляет желание стать резидентом, должен осуществлять или планировать осуществлять только те виды деятельности, которые упомянуты в пункте 3 Положения о ПВТ (утверждено Декретом № 12).
Не отчаивайтесь, если в перечне не нашли желаемого вида деятельности. Есть возможность получить одобрительное решение Наблюдательного совета. Безусловно, не существует однозначных способов получить такое одобрение, но Наблюдательный совет охотно идет навстречу, если видит объективную необходимость и тесную связь с информационными технологиями.
Step 2. Планирование и составление бизнес-проекта
Подготовка бизнес-проекта является самой важной частью всего процесса вступления в ПВТ. Как правило, она занимает значительную часть времени и требует приложения немалых усилий. Именно бизнес-проект является краеугольным камнем при принятии решения относительно наделения субъекта статусом резидента ПВТ. По этой причине приступить к его подготовке следует заранее. Если, по Вашему мнению, бизнес-проект не удался, лучше вернуться к его доработке, а не подавать документы в отдел регистрации резидентов ПВТ и надеяться на чудо. Данный документ должен быть логически обоснованным, последовательным и соответствовать ряду требований. Наиболее важные из них мы разберем ниже.
Разработать бизнес-проект можно как самостоятельно, так и путем привлечения специалиста. Избранный способ разработки бизнес-проекта не оказывает никакого влияния на принятие решения относительно регистрации либо отказа в регистрации. В случае возникновения затруднений либо вопросов в ходе разработки бизнес-проекта есть возможность обратиться в отдел регистрации резидентов ПВТ для получения разъяснений.
Для того чтобы положить начало разработке бизнес-проекта, руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) необходимо издать решение, в котором бы отражались следующие сведения относительно бизнес-проекта:
- кто является его руководителем;
- каков состав исполнителей и каким образом распределяются обязанности между ними;
- кто выступает его разработчиком.
Сам бизнес-проект составляется строго по форме, утвержденной Постановлением №403.
Структуру бизнес-проекта можно представить тремя блоками:
- титульный лист (оформленный согласно пункту 3 формы бизнес-проекта);
- основные разделы (рекомендуемый перечень указан в пункте 5 формы бизнес-проекта);
- приложения.
Общий объем бизнес-проекта должен включать не более чем 20 страниц без учета приложений.
На титульном листе должно быть указание на название проекта, его инициатора и разработчика. Также необходима подпись руководителя инициатора проекта, заверенная печатью (при ее наличии). Помимо этого, титульный лист должен содержать требования к конфиденциальности документов.
Остановимся на содержании основных разделов бизнес-проекта.
«Резюме».
В рамках данного блока необходимо четко отразить сущность главной идеи Вашего проекта, а также кратко изложить основные выводы по каждому из разделов. Стандартный объем предполагает наличие 2-3 страниц. Резюме более разумно составлять в последнюю очередь.
«Характеристика юридического лица, индивидуального предпринимателя и стратегия его развития».
В этом разделе следует сообщить информацию об истории Вашего создания, о достижениях по итогам деятельности и ее специфике, а также об используемых средствах и технологиях и выпускаемой продукции. В рамках данного раздела также необходимо отразить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за предыдущий период (выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в Республике Беларусь, за рубежом и иные). Для отражения таких показателей заявитель может представить копию баланса, который стал базисом для их расчета, что поспособствует оценке правильности выполненных действий.
Паспорт юридического лица (индивидуального предпринимателя) также выступает одной из составляющих данного раздела. Форму его заполнения можно найти в Постановлении №403. Объем сведений, подлежащий отражению, является небольшим и простым для заполнения. Так, в паспорте содержатся сведения о месте нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), о форме собственности, о дате и номере государственной регистрации, об учредителях (участниках), размере уставного фонда, контактные данные и иная указанная в форме информация.
При описании стратегии развития стоит сделать акцент на конкретные цели и направления Вашего развития.
«Описание товаров (работ, услуг), имущественных прав, планируемых к выпуску в рамках реализации проекта».
В данном случае речь идет о предоставлении всех необходимых сведений о продукции, которую Вы планируете разрабатывать. В частности, о наименовании продукции, области ее применения, потребительских и иных характеристиках, преимуществах, а также о соответствии стандартам качества, наличии лицензий, сертификатов, патентов, инновационном уровне и иных обстоятельствах.
«Анализ рынков сбыта».
При заполнении раздела следует провести анализ рынков сбыта и, исходя из него, сделать вывод относительно приблизительного объема продаж продукции с обоснованием Ваших предположений.
«Текущие и планируемые результаты финансово-экономической деятельности».
Оформление данного раздела следует представить в виде таблицы, где содержится информация о выручке, полученной на территории Республики Беларусь, за рубежом, о прибыли, среднесписочной численности работников, их среднемесячной заработной плате и иных показателях, в том числе на перспективу.
«План реализации проекта».
Здесь следует описать те действия, которые Вы планируете совершить для того, чтобы проект был реализован. В рамках данного раздела в обязательном порядке необходимо отразить срок, к которому Вы планируете реализовать проект. Безусловно, срок является приблизительным. Определить точный срок не представляется возможным, поскольку выполнение проекта ставится в зависимость от ряда факторов (как объективных, так и субъективных). План рекомендуется отражать графически.
«Инвестиционный план. Объекты инвестиций»
Оформляется в виде таблицы. Необходимо определить, в какие объекты будет разумным вложить денежные средства для того, чтобы проект был реализован, с указанием приблизительных объемов инвестиций.
Относительно инвестиционного плана ситуация следующая: он может отсутствовать в том случае, когда бизнес-проект не предполагает осуществление инвестиций.
Более подробную информацию относительно написания бизнес-проекта можно изучить в методических рекомендациях, разработанных отделом регистрации администрации ПВТ.
Step 3. Подготовка и подача пакета документов
Итак, бизнес-проект разработан, значит, можно приступить к заполнению и подаче оставшихся документов. Что еще необходимо?
Заявление, содержащее просьбу о регистрации субъекта хозяйствования в качестве резидента Парка высоких технологий.
Форма заявления, равно как и уже рассмотренного нами бизнес-проекта, утверждена Постановлением №403. В заявлении указываются сведения о юридическом лице и его руководителе (индивидуальном предпринимателе), проставляется подпись с расшифровкой (при наличии – печать). В качестве даты указывается день, когда руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель) лично прибыл подавать все необходимые документы для регистрации.
Приложения к заявлению.
Во-первых, требуются надлежащим образом заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя). Для того чтобы провести сверку, необходимо взять с собой оригиналы вышеуказанных документов. При этом, если имеются зарегистрированные изменения, дополнения либо новая редакция учредительного документа, они также подлежат предоставлению.
Во-вторых, прилагается разработанный Вами заранее бизнес-проект.
Существует ряд дополнительных документов, наличие которых также является необходимым при подаче. Среди них:
- надлежащим образом заверенная копия уведомления об изменении местонахождения юридического лица (если оно имело место);
- копии паспорта, контракта руководителя, протокола (решения) общего собрания о назначении руководителя.
Также у Вас есть право предоставлять различные материалы, демонстрирующие достижения: положительные отзывы клиентов, награды за победы в конкурсах и прочее.
Подавать документы необходимо лично руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю). При этом прием документов осуществляется по описи, составляемой администрацией Парка. Заявителю вручается одна из копий описи, на которой содержится отметка о дате приема документов. Процедура регистрации бесплатная.
Обращаем внимание, что в настоящее время регистрация новых резидентов ПВТ осуществляется на плановой основе. По этой причине необходимо следить за информацией о периоде приема документов на официальном сайте ПВТ: www.park.by. Здесь Вы можете найти телефон для записи для подачи документов, а также точный адрес, куда необходимо пройти по прибытии в ПВТ
Ситуации, когда подаются документы, оформленные ненадлежащим образом, либо не все документы согласно перечню, неизбежны. В таком случае администрация Парка осуществляет их возврат в течение 5 рабочих дней со дня подачи. Устранив недостатки, Вы имеете право подать документы повторно.
Step 4. Рассмотрение документов и принятие решения
Итак, все зависящие от Вас действия выполнены. Остается ждать принятия итогового решения. Общий срок ожидания составляет не более 1 месяца с того момента, когда Вы подали все необходимые документы.
Процедура следующая:
- после рассмотрения документов администрация парка готовит заключение, в котором излагается целесообразность наделения Вас статусом резидента ПВТ;
- если все в порядке, поданные Вами документы, а также заключение администрации ПВТ направляются Наблюдательному совету;
Наблюдательный совет рассматривает все поступившие материалы и принимает окончательное решение – зарегистрировать либо отказать заявителю в регистрации. Здесь и проявляется важность грамотно составленного и обоснованного бизнес-проекта, поскольку он оказывает наибольшее влияние на принятие решения.
Возможны ситуации, когда Наблюдательный совет до того, как принять решение, дает указание администрации Парка провести научно-техническую экспертизу документов. При таких обстоятельствах данная стадия продлевается максимум на 10 дней, а общий срок ожидания составляет около 40 дней.
Step 5. Внесение сведений в реестр и выдача свидетельства о регистрации
Существует реестр резидентов ПВТ, содержащий ряд сведений, в том числе и о дате регистрации резидента. В случае принятия положительного решения относительно регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ администрация Парка вносит данную информацию в реестр. С этого дня Вы как новоиспеченный резидент приобретаете право пользоваться всеми предусмотренными законодательством льготами.
Документом, подтверждающим резидентство в ПВТ, является свидетельство. Данный документ выдается администрацией ПВТ. Срок выдачи – 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Следует упомянуть, что администрация Парка самостоятельно сообщает органам государственной статистики, ФСЗН, а также ИМНС о факте регистрации резидента. Информирование происходит в письменном порядке.
На этом история благоприятного развития событий считается оконченной. Можно приступать к реализации своего бизнес-проекта.
В последующем между резидентом ПВТ и администрацией Парка заключается договор, в котором регламентируются условия деятельности. По своей сути это соглашение является договором присоединения, и резидент ПВТ не может инициировать изменения. В договор включаются основные права, обязанности резидента ПВТ, запреты, а также сроки предоставления отчетов об осуществляемой деятельности и произведения отчислений в счет администрации ПВТ, иные сведения. Заключение договора является обязательным условием. Отказ выступает основанием для того, чтобы лишить резидента его статуса.
Не исключено наступление и неблагоприятного результата, когда заявителю отказывают в его регистрации в качестве резидента ПВТ.
Отказ может быть заявлен по следующим основаниям:
- отрицательные результаты экспертизы документов, проводимой администрацией Парка до того, как Наблюдательный совет принимает окончательное решение;
- принятие Наблюдательным советом решения, согласно которому разработанный заявителем бизнес-проект не будет оказывать влияния на развитие современных технологий.
При наличии одного из указанных выше обстоятельств заявителю выдается решение об отказе в регистрации. Срок выдачи составляет 5 рабочих дней, равно как и при принятии положительного решения. В данном документе содержится аргументации причин, по которым осуществлен отказ. При несогласии с таким решением можно прибегнуть к судебному порядку обжалования.
Еще одним вопросом, представляющим интерес, является вопрос о допустимости осуществления в дальнейшем видов деятельности, которые заявитель не указал при регистрации в качестве резидента ПВТ. Законодательством установлено, что получение выручки (дохода) в результате занятия такой деятельностью может повлечь негативные последствия в виде:
- лишения статуса резидента;
- утраты права на льготы.
При принятии любого из данных решений возникнет обязанность по уплате налогов, других обязательных платежей в общем порядке за весь год (с 01.01 по 31.12), в котором было допущено нарушение, а также будут применены меры ответственности в соответствии с налоговым законодательством.
Именно по этим причинам в случае принятия решения осуществлять иной вид деятельности следует составить новый бизнес-проект с соответствующим обоснованием и представить его на рассмотрение компетентного органа – Наблюдательного совета. Приступать к осуществлению такой деятельности допустимо только после получения одобрения данного органа. При этом необходимость в предоставлении всех документов, требуемых при регистрации в качестве резидента ПВТ, отсутствует.
На протяжении всего периода деятельности за юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) сохраняется право прекратить резидентство в ПВТ путем подачи заявления.
Так или иначе, принятие решения относительно необходимости вступления в ПВТ остается за Вами. С нашей стороны остается только пожелать успехов в реализации Ваших бизнес-планов.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время