viber

Изменяем (продлеваем) сроки строительства по-новому: внесены изменения в Правила № 1450

igv

Ирина Бекиш, юрист

20 января 2020 года было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2020 №26 (далее – постановление №26), которым были внесены изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450 (далее – Правила № 1450). Рассмотрим главные изменения.

Основные корректировки согласно постановлению № 26 протерпел п. 17 Правил № 1450, регулирующий вопросы изменения сроков строительства. Так, в новой редакции п. 17 Правил № 1450 установлено, что сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок.

Однако, в исключительных случаях изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь) осуществляется по согласованию:

- с Минстройархитектуры и Минэкономики – в отношении объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, за исключением объектов жилищного строительства;

- с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами – в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов;

- с областными, исполнительными комитетами – в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства).

Справочно. В ныне действующей редакции п. 17 Правил № 1450 предусмотрено, что в исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, производится по согласованию с Министерством архитектуры и строительства и Министерством экономики.

Установлена процедура изменения (продления) сроков строительства объектов. Согласно абз. 6 п. 17 Правил № 1450 в редакции постановления № 26 заказчик не позднее чем за 3 месяца (для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, – не позднее чем за месяц, а при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства – не позднее чем за полтора месяца) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта обращается в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложением к нему документов и сведений об объекте, содержащих:

- информацию:

А) о заказчике, генеральном подрядчике;

Б) об источниках финансирования;

В) о сметной стоимости строительства;

Г) о проектной мощности объекта;

Д) о сроках строительства;

Е) об объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения;

Ж) о причинах переноса срока ввода объекта;

- перечень мер, принимаемых для активизации работы по завершению строительства, – при первичном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства;

- обоснование заказчика о необходимости изменения (продления) сроков строительства – при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства.

Далее Минстройархитектуры совместно с Минэкономики, городские (городов областного подчинения), районные, областные, Минский городской исполкомы в 20-дневный срок согласовывают изменение (продление) сроков строительства или отказывают в согласовании.

Изменение (продление) сроков строительства объектов может повлечь для участников строительства последствия следующего рода. Так, в абз. 18 п. 17 Правил № 1450 в редакции постановления № 26 установлено, что наряду с принятием решения об изменении (продлении) сроков строительства областные, Минский городской исполкомы при наличии оснований, предусмотренных законодательством:

- направляют в Минстройархитектуры предложение об истребовании от обладателя аттестата соответствия информации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям;

- принимают меры для замены заказчика;

- применяют в установленном законодательством порядке меры ответственности либо направляют информацию о выявленных нарушениях в компетентные государственные органы для применения мер ответственности.

В случае получения отказа в согласовании изменения (продления) срока строительства участники обязаны завершить строительство объекта в установленные договором сроки.

Резюмируем. Во-первых, установленные по результатам процедур закупок и в договоре строительного подряда с учетом проектной документации сроки строительства объектов могут быть изменены (продлены). Сроки строительства объектов, которые изначально были установлены по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь, изменяются (продлеваются) не в соответствии с п. 17 Правил № 1450 в редакции постановления № 26.

Во-вторых, если строительство объектов осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, то сроки строительства могут изменить (продлить) Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь. Если финансирование строительства объекта осуществлялось не за счет средств республиканского бюджета, то изменение (продление) сроков строительства следует согласовывать с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами. Это не относится к объектам жилищного строительства.

В-третьих, по объектам жилищного строительства сроки строительства могут изменить (продлить) городские (г. Минска, городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты при условии изменения (продления) сроков строительства впервые. Повторное изменение (продление) сроков строительства по объектам жилищного строительства необходимо согласовывать с областными, исполнительными комитетами.

В-четвертых, установлена процедура изменения (продления) сроков строительства, по результатам которой принимается решение либо о согласовании изменения (продления) сроков строительства, либо об отказе в изменении (продлении).

В-пятых, принятое положительное решение об изменении (продлении) сроков строительства может повлечь для участников строительства при наличии оснований, предусмотренных законодательством, следующие последствия:

1) областные, Минский городской исполкомы направляют в Минстройархитектуры предложение об истребовании от обладателя аттестата соответствия информации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям;

2) областные, Минский городской исполкомы принимают меры для замены заказчика;

3) областные, Минский городской исполкомы применяют в установленном законодательством порядке меры ответственности либо направляют информацию о выявленных нарушениях в компетентные государственные органы для применения мер ответственности.

Новые нормы будут действовать через 3 месяца с учетом опубликования 21.01.2020 постановления №26.

 

Материал актуален по состоянию на 31.01.2019 г.