Смерть одного из участников компании может негативно сказаться на ее деятельности, ведь в таком случае могут возникнуть существенные затруднения при управлении компанией, тем более если умерший был руководителем компании. В данной статье будут рассмотрены варианты действий в различных ситуациях, с которыми могут столкнуться компании.
Важно обратить внимание на то, что участники могут определить, в каком порядке доля умершего участника будет переходить к наследникам: с согласия других участников либо без такого согласия. Для этого нужно провести общее собрание участников и принять соответствующие изменения в устав общества. Если отдельно данный вопрос в уставе не урегулирован, то доли переходят к наследникам учета мнения других участников.
Проверка порядка перехода доли к наследникам
Если компания являлась ООО, то доля умершего участника может переходить к наследникам как с согласия других участников, так и без согласия. В случае если согласие других участников требуется, но оно не получено, доли переходит к самому обществу, а наследники получают право на выплату действительной стоимости доли.
Соответственно, при получении информации о смерти одного из участников следует принять решение о переходе доли к наследникам, взвесив все аспекты данного решения.
Если другие участники согласны на вступление наследников в состав участников, то действующим и будущим участникам следует организовать надлежащее управление компанией до получения свидетельства о праве на наследство.
Если компания создана в форме ЗАО или ОАО, то акции переходят к наследникам без согласия других акционеров.
Как проводить собрания
Если доля по уставу ООО переходит к наследникам без согласия участников либо если такое согласие получено, то следует решить о функционировании общества в период до принятия наследства. Например, если у умершего участника доля в уставном фонде была 80%, то без передачи управления долей кому-либо невозможно провести общее собрание участников.
Законом предусмотрена возможность передачи доли нотариусом в доверительное управление. В этом случае нотариус заключает с третьим лицом (вверителем) договор доверительного управления имуществом, по которому вверитель будет управлять долей до выдачи свидетельства о праве на наследство. Заключение такого договора не позволит парализовать деятельность компании.
Нотариус заключает договор доверительного управления по своей инициативе либо по заявлению заинтересованных лиц (наследников, исполнителя завещания, местного органа управления и самоуправления и др.). В договоре определяются пределы полномочий доверительного управляющего, выгодоприобретатели от управления имуществом (это наследники). Также возможно указание вознаграждения доверительного управляющего.
Доверительный управляющий будет осуществлять все полномочия участника общества (в определенных договором рамках), в том числе участвовать в общих собраниях и голосовать по вопросам повестки дня.
После заключения договора при необходимости следует назначить общее собрание. Инициировать проведение общего собрания в этом случае могут участники, обладающие в совокупности более чем 10% доли в уставном фонде либо руководитель общества. Далее уполномоченным органом принимается решение о созыве собрания, участники извещаются о месте, дате и времени собрания.
Если умерший участник был руководителем
Для надлежащего управления текущей деятельностью должен быть назначен новый руководитель компании. Это можно сделать путем передачи в управление доли умершего участника по договору доверительного управления. После заключения договора следует провести общее собрание участников общества для избрания нового руководителя общества. Так как целью доверительного управляющего является сохранение имущества наследников, считаем, что перед новым руководителем должны ставится задачи, связанные прежде всего с сохранением бизнеса. Также не следует заключать с ним длительный контракт: при необходимости участники (после вступления наследников в состав участников общества) продлят контракт. Полагаем целесообразным ограничить его полномочия на совершение сделок и распоряжение денежными средствами до вступления наследников в свои права. Ограничение полномочий может быть полезно для сохранения имущества ООО до окончательного определения круга участников.
Перед назначением руководителя следует провести инвентаризацию. Также при назначении нового руководителя следует известить регистрирующий орган (например, Мингорисполком), обслуживающий банк, заменить электронные ключи для подачи отчетности.
Юристы нашей компании оказывают помощь как по отдельным вопросам, в т.ч. анализ и подготовка документов, консультирование, разработка договоров, так и комплексное сопровождение корпоративных вопросов в Вашей компании.
Стоимость услуги в «ЮС ИнвестЪ» | |
Корпоративная практика | От 100 BYN |
С полным объемом оказываемых услуг Вы можете ознакомиться по ссылке: https://usiminsk.by/yuridicheskie-uslugi/korporativnaya-praktika/
Данная статья написана на основании нормативных правовых актов по состоянию на 22.10.2021.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время