Применение норм законодательства при приобретении товаров (работ, услуг) для строительства

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

После 01 июля 2021 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве должны проводиться с применением Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З). На практике возникают вопросы с толкованием понятий, применяемых в законодательстве о госзакупках, и кто из участников закупки при проведении закупок в строительстве должен применять то или иное законодательство о закупках. Рассмотрим основные моменты.

Так, под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (абз. 2 ст.1 Закона № 419-З).

Следовательно, заказчиком в государственных закупках должен выступать именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (далее – бюджетные средства).

Подпункт 1.44. п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса дает определение, кто является получателем бюджетных средств. Так, под получателем бюджетных средств понимают бюджетную или иную организацию, индивидуального предпринимателя, имеющего право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.

Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 г. № 63, определяет порядок регистрации организаций в органах казначейства в качестве получателей бюджетных средств и присвоения им учетного номера казначейства. После присвоения учетного номера казначейства и регистрации организация становиться получателем бюджетных средств и, соответственно, может проводить процедуры государственных закупок.

Обращаем внимание, что денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком (порядчиком) в рамках исполнения договора государственной закупки, заключенного по результатам процедуры государственной закупки, проведенной заказчиком как получателем бюджетных средств, становятся его собственными и, следовательно, руководствоваться законодательством о государственных закупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику (подрядчику) не требуется ( письмо МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства»).

Следовательно, если генеральный подрядчик (подрядчик) проводит закупку работ, услуг, материалов, оборудования для целей строительства, когда используются собственные денежные средства, то такая закупка проводится на основании подп. 4.4. п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Хотелось бы также отметить, что законодательство о закупках за счет собственных денежных средств, а именно постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве ( п. 3 приложения 1 к постановлению №229).

В случае выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией, применяются правила, установленные в п. 46 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, и п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553. Для проведения такой закупки необходимо внести соответствующие сведения в годовой план госзакупок (учесть тот факт, являются ли они однородными с ранее закупленными для применения ч. 2 п.2 ст.18 Закона № 419-З). После этого нужно провести вид процедуры госзакупки в зависимости от ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных работах.

Когда предполагается смешанное финансирование при строительстве, то для выбора применимого законодательства и вида процедуры имеет значение не источник финансирования объекта строительства, а источник финансирования конкретных товаров (работ, услуг). Если на текущий момент бюджетные средства имеются или предполагается их использование в дальнейшем для приобретения конкретных товаров (работ, услуг), то необходимо руководствоваться законодательством о госзакупках. При проведении конкурентной процедуры госзакупки нужно учесть предварительное резервирование средств, если такие средства планируются для оплаты обязательств в текущем финансовом году. Процедура госзакупки также потребуется, если предполагается восстановление средств на основании п. 2 ст.137 Бюджетного кодекса.

Данная статья актуальна по состоянию на 25.11.2021 г.

Остались вопросы?

Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время

Вам будет интересно прочитать:
  • ООО «Китайская компания по экспорту и импорту электрооборудования» (КНР). Сопровождение процедуры оценки СПК, сертификации работ в строительстве; аттестация генерального подрядчика (1 категория) «под ключ»; сопровождение подбора необходимых специалистов, в т.ч. ИТР.
  • ООО «Пекинская инженерно-строительная компания Цзяньи» (КНР). Сопровождение процедуры оценки СПК, сертификации работ в строительстве; аттестация генерального подрядчика (1 категория) «под ключ» с выездом; сопровождение получения квалификационных аттестатов для иностранных специалистов.
  • China Machine Building International Corporation (КНР). Сопровождение процедуры оценки СПК, сертификации работ в строительстве; консультирование по вопросам аттестации в строительстве на получение аттестата 1 категории для генподрядчика; сопровождение проверки знаний по вопросам охраны труда.
  • ООО «Китайская инженерная корпорация по науке и технике «Датан» (КНР). Консультирование по вопросам аттестации в строительстве на получение аттестата 1 категории для генподрядчика; консультирование по вопросам получения лицензии Госпромнадзора.
  • ООО «СИГИКОП-Бел». Сопровождение процедуры оценки СПК, сертификации работ в строительстве; аттестация генерального подрядчика (3 категория) «под ключ».
  • ООО «Архитектурная студия «Жемчужина». Сопровождение аттестации генерального проектировщика и разработка отдельных разделов проектной документации (3 категория), градостроительная деятельность (4 категория) «под ключ».
  • ООО «Шестая китайская химико-технологическая строительная компания» (КНР). Сопровождение процедуры оценки СПК, сертификации работ в строительстве; аттестация генерального подрядчика (1 категория) «под ключ», сопровождение получения квалификационных аттестатов для иностранных специалистов, освидетельствование сварочного производства, лицензия в области промышленной безопасности.
  • ООО «Ремсетьмастер». Сопровождение процедуры оценки СПК, сертификации работ в строительстве; сопровождение получения квалификационных аттестатов для специалистов, аттестация генерального подрядчика «под ключ».
  • ООО «БелВентилятор». Сопровождение процедуры оценки СПК; аттестация генерального подрядчика «под ключ».
  • ООО «Умное энергоснабжение». Сопровождение процедуры оценки СПК; аттестация генерального подрядчика «под ключ».
Заказать обратный звонок
Заявка успешно отправлена