Товарный знак является важнейшим активом бизнеса в силу того, что именно он отличает товар от аналогов, связывает для покупателя товар и производителя, а также «хранит» репутацию продукта. В данной статье будет рассмотрены вопросы использования товарного знака (ТЗ).
Для чего используется ТЗ
ТЗ – обозначение, способствующее отличию товаров одного лица от товаров другого лица. Для достижения этой цели бизнес использует ТЗ следующими способами:
- размещает на упаковке товара;
- размещает в рекламе товара;
- рекламирует товарный знак;
- размещает на документах;
- размещает на транспортных средствах;
- использует при регистрации доменных имен и др.
Товарный знак также играет весомую роль при оценке бизнеса. Бизнес с зарегистрированным и известным ТЗ будет стоить дороже при продаже. Товарный знак будет полноценным активом бизнеса, которые приносит деньги.
Если ТЗ зарегистрирован на компанию – то он является также нематериальным активом компании, который отражается в бухгалтерском учете.
Также ТЗ может регистрироваться на физических лиц, например, участника хозяйственного общества или собственника имущества унитарного предприятия. В этом случае ТЗ является еще одним инструментом контроля бизнеса и получения вознаграждения.
Важно также помнить о том, что если зарегистрированный товарный знак не используется в течение 3 лет, то правовая охрана такого товарного знака может быть прекращена в судебном порядке. В этом контексте важно учитывать, что является «использованием». Это не только использование ТЗ в том виде, в котором его зарегистрировали, но и в измененном виде, когда не теряется его различительная способность.
Как получить правовую охрану товарного знака?
Правовая охрана товарного знака предоставляется после регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности. Регистрация товарного знака в РБ возможна по двум процедурам: национальная и международная. Своевременная регистрация ТЗ – важная часть юридического сопровождения бизнеса.
Кто может использовать ТЗ
По умолчанию ТЗ вправе использовать только правообладатель – т.е. лицо, которое обратилось за регистрацией ТЗ. Иные лица вправе правомерно использовать ТЗ с разрешения владельца. Как правило, правообладатель и желающий использовать ТЗ заключают лицензионные договоры, договоры франчайзинга. Если владелец хочет полностью передать исключительно право на товарный знак («продать» товарный знак) – заключается договор уступки исключительного права. Также такие договоры должны быть зарегистрированы в Национальном центре интеллектуальной собственности.
При заключении указанных договоров важно запрашивать свидетельство о регистрации ТЗ и проверять информацию о правообладателе товарного знака. В Беларуси это можно сделать с помощью сайта НЦИС.
Использование ТЗ без разрешения
Товарный знак должен использоваться только владельцем либо иными лицами – с его разрешения. Если такого разрешения нет – имеет место нарушение прав владельца ТЗ. Законом предусмотрена возможность изъятия объектов, на которых был неправомерно использован ТЗ. Также предусмотрена возможность взыскания компенсации в размере от 1 до 50000 базовых величин.
Поэтому владельцу важно отслеживать несанкционированное использование товарного знака и оперативно принимать меры.
Что делать, если Вы уже используете чужой товарный знак?
В этом случае нужно как можно скорее получить разрешение на использование товарного знака. Также в зависимости от цели использования
следует заключить один из следующих договоров: лицензионный договор, договор уступки исключительного права, договор франчайзинга.
При этом Гражданский кодекс допускает распространение условий договора на отношения, возникшие до заключения договора, т.е. на время фактического пользования товарным знаком. Рекомендуется включить подобное условие в договор.
Настоящая статья актуальна по состоянию на 23 марта 2022 года.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время