Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

30 декабря 2022 года принят Закон № 233-З, вносящий изменения в Закон «О внешней трудовой миграции», которые вступят в силу с 1 июля 2023 года. Статья обновлена по состоянию на 30.06.2023.
Данный Закон № 233-З не просто вносит изменения, но полностью излагает Закон «О внешней трудовой миграции» в новой редакции и существенно меняет подходы к регулированию трудоустройства иностранцев в Беларуси. 

Рассмотрим подробнее планируемые изменения, связанные с приемом на работу иностранцев в Беларуси.

1. Изменился подход к определению высококвалифицированного работника. Такой работник должен соответствовать следующим условиям:

  • имеет профессиональное образование;
  • имеет опыт работы;
  • в договоре с ним размер зарплаты будет указан не менее 5-кратного размера минимальной заработной платы (МЗП).

В настоящее время МЗП составляет 554 бел. руб., соответственно, необходимый для высококвалифицированного работника размер зарплаты должен составлять не менее 2 770 бел. руб.

Для оформления на работу такого иностранца не нужно будет получать заключение органа по труду и, соответственно, размещать сведения о наличии у нанимателя вакансий.

2. Изменен и дополнен перечень иностранцев, работа которых не будет регулироваться Законом:

  • Из него исключены иностранцы, приглашенные для работы в учреждениях образования, осуществляющих повышение квалификации и (или) переподготовку кадров;
  • Включены следующие категории иностранцев:
  • прибывающие для проведения сервисного и (или) гарантийного обслуживания оборудования (помимо лиц, приглашенных в Беларусь для проведения монтажа оборудования и обучения его эксплуатации);
  • приезжающие в служебные командировки в представительства иностранных организаций, когда срок таких командировок не больше 2 месяцев;
  • профессиональные спортсмены при условии, что они выступают за Республику Беларусь на международных состязаниях, а также иностранцы-тренеры;
  • участники студенческих отрядов;
  • получающие помимо высшего, также профессионально-техническое, среднее специальное образование в Беларуси. Также для них исключено требование о трудоустройстве по получаемой специальности, но введено ограничение по времени работы: не более 0,5 ставки;
  • получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в Беларуси, при трудоустройстве в соответствии со специальностью/квалификацией;

Отметим, что к уровням получения высшего образования относятся бакалавриат и магистратура – оба варианта образования подходят для применения указанных исключений Закона.

  • сезонные работники, которые трудоустраиваются в сельскохозяйственные организации. При этом срок работы не больше может быть больше 6 месяцев в календарном году, иначе потребуется получение специального разрешения;
  • работники культуры (в том числе технические специалисты), приглашенные организациями культуры для участия в культурных проектах без ограничения срока такого трудоустройства;

Для лиц, являющихся лауреатами конкурсов либо имеющих награды, введено ограничение – для трудоустройства без специального разрешения нужно трудоустроиться по специальности, соответствующей такому конкурсу или награде;

Введен Перечень профессий/должностей, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда, который ведется Министерством труда и соцзащиты (далее – Перечень Минтруда). На иностранцев, привлекаемых для работы по должности/профессии по Перечню Минтруда, Закон не распространяется. 

На 2023 год данный Перечень содержит следующие должности (профессии):
1. водитель автомобиля;
2. слесарь-ремонтник;
3. тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
4. швея;
5. электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
6. ветеринарный врач;
7. врач-специалист;
8. инженер;
9. медицинская сестра и медицинский брат;
10. фельдшер.
Соответственно, на данные должности/профессии иностранцев в 2023 году можно будет принимать без специального разрешения.

Следует обратить внимание на то, что при изменении состава Перечня и исключения из него каких-либо позиций, для иностранцев, которые к моменту обновления Перечня будут работать без специального разрешения на таких должностях/профессиях, потребуется получение специальных разрешений. И наоборот, если в Перечень включатся какие-то новые должности (профессии), специальные разрешения по таким должностям нужно будет вернуть в Управление по миграции.

Для нанимателей, привлекающих для работы иностранцев, на которых не распространяется действие Закона, введена обязанность письменно уведомлять Управление по гражданству и миграции о заключении / продлении / прекращении трудового договора в течение 3 рабочих дней с даты такого события.

3. Изменены условия ускоренного порядка привлечения на работу иностранца, являющегося руководителем компании, если он является ее участником или собственником имущества. Теперь для применения такого порядка требуется соблюдение следующих дополнительных условий:

  • образование, подтверждающее высокий уровень знаний, умений и навыков;

Отметим, что для трудоустройства в качестве директора лицо обязано иметь высшее образование согласно квалификационным требованиям (Выпуск 1 ЕКСД)

  • опыт работы – не меньше 2 лет;
  • заработная плата согласно трудовому договору – не менее 5-кратного размера МЗП.

4. Дополнены причины для отказа в выдаче разрешения на работу по решению миграционного органа. Это случаи, когда отказ является его правом, а не его обязанностью:

  • нарушение законодательства нанимателем (в настоящее время это обязательное основание для отказа в выдаче разрешения);
  • есть основания полагать, что работник может уклониться от выезда из Беларуси, либо есть вероятность его незаконной миграции в третье государство.

5. Установлены основания для отказа в однократном продлении выданного разрешения (фактически действуют в настоящее время, однако не закреплены Законом):

  • Те же основания, которые применяются для отказа в первичной выдаче специального разрешения (кроме получения отрицательного заключения органа по труду).

Причем могут применяться как обязательные основания для отказа, так и применяемые по решению миграционного органа;

  • Наниматель не уплачивал взносы в ФСЗН за работника в полном объеме в период его работы.

6. Введена возможность восстановления срока действия разрешения на работу в случае восстановления иностранца на работе после незаконного увольнения.

7. Дополнены основания для аннулирования специального разрешения на работу:

  • иностранец фактически не работает в течение 6 месяцев;
    по прошествии 6 месяцев с момента начала действия разрешения трудовой договор с работником не заключен;
  • наниматель не уплачивал взносы в ФСЗН за работника в полном объеме;
  • приостановление деятельности нанимателя-ИП (дополнительно к прекращению деятельности ИП и ликвидации организации);
  • утеря оригинального бланка специального разрешения;

О данном факте наниматель обязан уведомить Управление по гражданству и миграции. Соответственно, в случае утраты оригинала разрешения на работу нанимателю необходимо обратиться за получением нового разрешения в отношении работника.

  • включение профессии или должности, для работы по которой было выдано специальное разрешение, в Перечень Минтруда.

8. Введен запрет на заключение с работником-иностранцем трудового контракта, который фактически действует в настоящее время. Так, теперь с иммигрантом может быть заключен только срочный трудовой договор, срок которого не может быть больше срока действия специального разрешения.

9. Изменены условия, которые должны обязательно содержаться в трудовых договорах с иностранцами. Так, кроме условий, предусмотренных Трудовым кодексом, необходимо включать в трудовой договор:

  • условия переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания иностранца;
  • условия об оплате труда не ниже МЗП.

Вместе с тем, не предусмотрено применение данного условия только к случаям приема иностранца на работу на полную ставку. Соответственно, в случае приема иностранца с неполным рабочим временем, требование об установлении в трудовом договоре размера заработной платы не менее минимальной также обязательно.

10. Исключена обязанность по регистрации трудовых договоров с иностранными гражданами: о заключении и прекращении трудового договора необходимо только уведомлять миграционный орган.

11. Исключена обязанность по получению разрешений на привлечение иностранной рабочей силы нанимателями, у которых трудоустроено более 10 иностранцев.

Такие разрешения, действующие 01.07.2023, прекратят действие с указанной даты и должны быть возвращены нанимателями в Управление по гражданству и миграции в срок до 01.08.2023.

Относительно специальных разрешений, установлен следующий порядок их действия после вступления Закона в силу:

  • если в связи с внесенными изменениями на отношения с принятыми на работу иностранцами действие Закона не будет распространяться – разрешения прекратят свое действие с 01.07.2023 и должны быть возвращены в миграционный орган до 01.08.2023;
  • иные выданные разрешения – продолжат действовать в обычном порядке.

Дополнительно для нанимателей, у которых на 01.07.2023 в штате будут находиться работники-иностранцы, работающие без специальных разрешений на основании действующих сейчас исключений, установлена обязанность письменно уведомить Управление по гражданству и миграции до 01.08.2023 об этом.
Трудовые договоры с иностранцами, в отношении которых по состоянию на 01.07.2023 получено специальное разрешение, должны быть приведены в соответствие с Законом.

Вводимые изменения существенно изменят правила привлечения иностранных работников, что необходимо учитывать нанимателям для недопущения нарушений законодательства в сфере трудовой миграции.

Остались вопросы?

Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время