Понятие дополнительных работ в строительстве
Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что при выявлении подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных в проектной документации и влекущих увеличение стоимости строительства, он обязан своевременно сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа в течение 10 календарных дней, если иной срок не предусмотрен договором, подрядчик вправе приостановить выполнение строительных работ с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости проведения таких работ (п. 46 Правил № 1450).
В случае согласия заказчика на необходимость выполнения дополнительных работ и подтверждения этой необходимости со стороны разработчика проектной документации, между ними составляется двусторонний акт (п. 12 Положения № 1553). Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, сучетом прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого Министерством экономики, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика в соответствии с законодательством о закупках.
Как правило, оплата дополнительных работ производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты (п. 9 Инструкции № 29).
Таким образом, чтобы выполняемая подрядчиком работа являлась дополнительной, она должна соответствовать следующим критериям:
– такая работа не должна быть предусмотрена в проектной документации;
– необходимость выполнения такой работы возникла в процессе строительства;
– необходимость выполнения такой работы подтверждена разработчиком проектной документации.
Выбор процедуры закупки при необходимости выполнения дополнительных работ
В соответствии с абз.8, 9 подп.1.6 п.1 Указа № 223 проведение подрядных торгов не является обязательным при заключении договоров на внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика; выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных проектной, в том числе сметной, документацией на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством.
Следовательно, с учетом под. 1.7. п.1 Указа № 223 при закупке дополнительных работ должны быть проведены либо подрядные торги, либо переговоры.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разъясняет, что по усмотрению заказчика, для выполнения дополнительных работ возможно привлечение иных подрядных организаций с заключением нового договора строительного подряда по результатам проведения процедур закупок.Также для выполнения дополнительных работ заказчик вправе привлекать подрядную организацию, с которой уже заключен договор подряда на данном объекте, и по результатам процедур закупок заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору.
Когда возможно принять решение о проведении закупки дополнительных работ
Как уже ранее было указано, заказчик и разработчик проектной документации составляют и подписывают двусторонний акт на выполнение дополнительных работ. Оплата таких работ производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
В случае, когда стоимость дополнительных работ не превышает размер средств из резерва на непредвиденные работы и затраты, определенного в сметной документации, то заказчик принимает решение о проведении процедуры закупки.
В случае, когда стоимость дополнительных работ превышает размер средств из резерва на непредвиденные работы и затраты, определенного в сметной документации, заказчик поручает разработчику проектной документации произвести корректировку сметной документации с последующей ее передачей на госэкспертизу (при необходимости). Только после утверждения сметной документации заказчик вправе принять решение о проведении процедуры закупки.
Порядок проведения закупки дополнительных работ
Как уже было отмечено ранее, заказчик вправе привлечь для выполнения дополнительных работ иные подрядные организации или подрядчика, с которыми уже заключен договор, после проведения процедур закупок. Учитывая то, что в большинстве случаев заказчик для закупки дополнительных работ принимает решение о проведении процедуры переговоров, то законодатель позволяет в указанной процедуре принимать участие только одному участнику, а именно подрядчику, с которым уже заключен договор подряда.
Порядок проведения процедур закупок в строительстве регулируется Положением № 88. Поэтому заказчикам следует понимать, что при проведении процедуры переговоров с одним участникам, действия и порядок организации и проведения закупки должен соответствовать требованиям Положения № 88.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время