Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223) действует до 1 июля 2021 г. На данный момент сведений о продлении данного Указа не имеется. Соответственно, с истечением срока действия Указа № 223 закупки при строительстве должны проводится с применением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг).

Основным нормативным актом, регулирующим государственные закупки, является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419).
Кроме него действующими остаются Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88), которые имеют немного другие требования, в отличие от Закона № 419-З.
Применение норм Закона № 300 после 01.07.2021
Нормами Закона № 300 (ст. 57) и п. 2 ст. 16 и ст. 17 Закона № 419-З определены лица, которые не могут быть участниками процедур закупок в строительстве. Ограничения для лиц, не допускаемых к закупкам согласно Закону № 419, шире по сравнению с нормами Закона № 300-З, в частности:
– юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
– физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
– юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
– юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
На практике вопрос о применении как норм Закона № 300-З, так и норм Закона № 419-З должен решить нормотворческий орган путем издания толкования указанных нормативных правовых актов в части применения к закупкам в строительстве.
Применение постановления № 88 после 01.07.2021
В связи с тем, что постановление № 88 было принято Советом Министров Республики Беларусь в целях реализации Указа № 223, соответственно, после 01.07.2021 постановление № 88 применяться не должно.
Порядок перехода к госзакупкам
На данный момент нормотворческим органом не издан нормативный правовой акт, который регулирует вопрос перехода от закупок в строительстве к государственным закупкам, что предполагает и дает время заказчикам и участникам процедур закупок в строительстве завершить начатые закупки в рамках законодательства, которое действовало при объявлении процедуры закупки.
Поэтому, если заказчик разместил извещение о проведении процедуры закупки в строительстве, которая в процессе проведения стала государственной закупкой и не завершилась на 01.07.2021 г., то такую закупку следует остановить.
Таким образом, всем участникам процедур закупок в строительстве следует учитывать данные изменения.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время