Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Капитальный ремонт, модернизация, реконструкции, благоустройство, новое строительство – данные виды строительной деятельности влекут обязанность по завершении строительства ввести объект в эксплуатацию. В зависимости от того, какие условия договора подряда согласованы между сторонами, данная обязанность может быть на заказчике или подрядчике.

Приемка в эксплуатацию определена как документально оформленное событие, фиксирующее готовность сооружения к применению (абз. 22 ст. 2 ТР 2009/013/BY).

В статье рассмотрим процедуру приемки объектов в эксплуатацию, сроки, порядок назначения и состав комиссии, какие документы необходимы.

Однако данный порядок не применим при стройке садовых домиков в СТ, одноквартирных домов, в упрощенном порядке.

1. Определяем дату завершения СМР на Объекте.

При заключении договора стройподряда, на подрядчика возлагается обязанность уведомить в письменной форме Заказчика о дате завершения строительства. В уведомлении подрядчик должен указать:

  • дату завершения стройки (с таким расчетом, чтобы сформировать приемочную комиссию);
  • уполномоченное лицо (кто будет входить в состав комиссии со стороны подрядчика).

2. Формируем комиссию по приемке.

Заказчик в течение 20 дней после получения уведомления обязан начать приемку. 

Чтобы у комиссии было достаточно времени на проверку документов и оценку соответствия объекта, она должна начать работу минимум за 30 дней до приемки объекта. 

Состав комиссии определяет заказчик, но в любом случае необходимо включить представителей:

  • заказчика и генподрядчика;
  • проектировщика;
  • местного исполкома;
  • эксплуатирующей организации.

Обратите внимание, что представитель технадзора/инженерной организации не в обязательном порядке включаются составе комиссии, однако могут присутствовать по согласованию с заказчиком.

Состав, а также сроки работы комиссии утверждаются решением/приказом заказчика.

3. Получаем положительные заключения.

В законодательстве прямо закреплен исчерпывающий перечень госорганов, которые дают заключения. В зависимости от специфики объекта, заключения выдают следующие госорганы и организации:

  • Минприроды;
  • санитарного надзора;
  • госстройнадзора;
  • Госпромнадзор;
  • Минкультуры или местные исполкомы областного уровня (если объект – историко-культурная ценность);
  • газ- и энергонадзора;
  • ГАИ;
  • МЧС;
  • пожарного надзора;
  • ветеринарные станции;
  • управление госнадзора ВС.

4. Готовим документы для комиссии.

Заказчик (застройщик) или его уполномоченный представитель должен иметь комплект технической документации, подтверждающий соответствие сооружения существенным требованиям безопасности технического регламента на этапах проектирования и строительства.

Постановлением Минстройархитектуры от 06.12.2018 N 40 утверждены перечни документации, представляемой приемочной комиссии. При этом установлены разграничения по документам, представляемым генподрядчиком (подрядчиком) и заказчиком. Особенности по перечню документов подрядчика установлены при приемке нефтяной и газовой скважины.

5. Оценка готового объекта приемочной комиссией.

Оценка происходит по следующим критериям качества (соответствие):

  • ПСД и разрешительной документации;
  • СМР и материалов требованиям ТНПА;
  • исполнительной документации СМР и ТНПА;
  • технико-экономических показателей;
  • обеспечение безопасности для жизни и здоровья, эксплуатационной надежности;
  • инженерная инфраструктура;
  • безбарьерная среда.

Особенности оценки и дополнительные критерии для определения качества установлены при тепловой модернизации, а также при строительстве жилых домов.

6. Утверждаем акт ввода объекта.

По окончании работы, члены комиссии подписывают акт приемки объекта. Форма акта утверждена постановлением Минстройархитектуры N 40 (приложения 1 – 81). Акт подписывается всеми членами комиссии. Если хотя бы один представитель комиссии отказывается ставить свою подпись на акте, такой отказ должен быть письменно мотивированным.

Если же отказ члена комиссии является мотивированным, то объект не соответствует критериям качества и не должен приниматься в эксплуатацию.

При этом если отказ не является мотивированным или если же указанные факты не препятствуют вводу объекта, председатель комиссии может передать акт приемки на утверждение заказчику.

Заказчик обязан утвердить акт в течение 15 дней после подписания его членами комиссии. Акт утверждается приказом заказчика и после этого полномочия приемочной комиссии прекращаются.

7. Регистрируем недвижимость.

После утверждения акта, у заказчика есть два месяца для обращения за госрегистрацией недвижимости. Первый этап – это проведение технической инвентаризации и получение технического паспорта. Срок процедуры – от 2 недель до 1 месяца, в зависимости от сложности объекта.

Следующий этап – регистрация факта создания недвижимости и возникновения прав. Обратиться можно в госорган напрямую – в агентство по госрегистрации и земельному кадастру или к посреднику (нотариус, риэлтер). Регламент административных процедур утвержден постановлением Госкомитета по имуществу.

Юристы нашей компании имеют опыт сопровождения крупных строительных проектов в Беларуси, начиная с открытия компании и получения разрешительных документов, до приемки объектов в эксплуатацию и дальнейшее сопровождение. С услугами по вопросам строительства и недвижимости вы можете ознакомиться по ссылке: https://usiminsk.by/yuridicheskie-uslugi/stroitelstvo-i-nedvizhimost/

Статья актуальна по состоянию НПА на 27 апреля 2023 года.

Яковина Ирина Юрьевна
Яковина Ирина Юрьевна

Старший юрист юридической компании "ЮС ИнвестЪ"

Остались вопросы?

Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время