В 2023 году произошли значительные изменения в строительстве. Во-первых, был принят первый Кодекс, регулирующий комплексно сферу строительства, в т.ч. порядок формирования стоимости и смет.
В связи с принятием постановления Минстройархитектуры № 39, были урегулированы вопросы определения сметной стоимости при строительстве объектов, а также при проведении пусконаладочных работ. Также в декабре 2023 года были внесены изменения в порядок определения цен на стройматериалы, произошли корректировки в ценообразовании, откорректированы формы сметной документации.
Также с 18.12.2023 действует новый порядок определения продолжительности строительства согласно СП 1.03.11-2023.
Рассмотрим данные изменения, а также какие особенности стоит учитывать организациям при строительстве.
1) Разработка ПСД и смет.
- Откорректирован состав сметной документации.
Например, ССР, сводка средств, ведомость сметной стоимости ПК, исключены из состава смет по двух стадийному строительному проекту.
- Установлен норматив на непредвиденные работы/затраты.
Норматив составляет 1,5 % от итога глав 1 – 10 ССР (благоустройство + текущий ремонт).
- Изменена форма Локальной сметы.
2) Госстройпортал: цены на ресурсы.
С 2023 года полноценно функционирует единый информационный портал в строительной сфере. Через Госстройпортал у участников строительства есть возможность отслеживать изменение цен на строительные материалы, осуществлять внесение информации объекта строительства в Единый реестр и пр.
3) Цены на стройматериалы.
Постановление № 116, которым регулировался порядок установления цен на стройматериалы, действовало до 31.12.2023. Так как далее не было принято новое постановление МАиС, организации применяли постановление № 73 и Инструкцию № 55.
С 31 января 2024 года участникам в сфере строительства необходимо руководствоваться новым порядком регулирования цен на стройматериалы – постановлением № 125.
В целом, подход регулятора сферы остался аналогичным ранее действовавшему, однако необходимо учитывать следующее.
При заключении биржевых сделок по приобретению стройматериалов на БУТБ, нормы постановления № 125 не распространяются и, соответственно, цена на стройматериалы формируется по результатам торгов.
С 2024 года не только подрядчики, но и заказчики применяют норматив рентабельности не более 20 процентов.
Импортерам разрешено при формировании цен на стройматериалы включать комиссионные расходы банка, а также стоимость услуг за подготовку деклараций и паспорта сделки, связанных с таможенным оформлением товара.
Если поставщик планирует участвовать в госзакупках, то формируется предварительная цена. И после процедуры закупки на основании прейскурантов цен, формируется отпускная цена.
Отметим, что несоблюдение требований ценообразования в сфере строительства может повлечь значительные негативные последствия – штраф в двукратном размере разницы между фактической и расчетной выручкой.
4) Продолжительность строительства.
Взамен ранее действовавшей нормативной продолжительности строительства, участники строительства теперь устанавливают оптимальной продолжительность.
При этом СП 1.03.11-2023 регулирует три основных этапа:
1 этап –подготовительный период;
2 этап – основной период;
3 этап – монтаж оборудования:
– испытания,
– комплексное опробование,
– пусконаладочные работы.
Получение разрешительной документации, срок разработки ПСД, оформление и отвод земельного участка, подготовка к приемке объекта в эксплуатацию, выход на проектную мощность – исключены из подсчета срока оптимальной продолжительности стройки.
Особенности оптимальной продолжительности строительства устанавливаются в отношении следующих объектов:
– жилых/общественных зданий;
– производственных;
– инженерной инфраструктуры.
При этом СП определен период времени, в течение которого заказчик и участники строительства должны обеспечить приемку объекта в эксплуатацию – от 2 недель до 2 месяцев.
Отметим, что строительные правила (в отличие от строительных норм), устанавливают рекомендуемые варианты и добровольные правила для применения участниками строительства.
В сравнении с ранее действовавшим регулированием, также стоит обратить внимание на течение продолжительности строительства, если принято решение о приостановлении строительства. Ранее действовавшее ТКП 45-1.03-122-2015 устанавливало особенности течения сроков при приостановлении строительства. Однако СП 1.03.11-2023 такие требования не устанавливает и применению (с июля 2024 года) подлежат только нормы, установленные Градостроительным Кодексом, Правилами № 1450.
Таким образом, при приостановлении строительства* сроки строительства автоматически не продлеваются, продолжительность строительства также автоматически не пролонгируется.
* Если разрешительная документация оформлена после 18.12.2023.
Таким образом, сфера строительства постоянно претерпевает изменения и дополнения. В связи с изменением подхода регулятора, сделан акцент на переход к информатизации строительства, системам электронного взаимодействия. Однако необходимо учитывать и все те требования, которые изменяются в связи с принятием новых НПА и СН/СП.
Юридическая компания «ЮС ИнвестЪ» имеет значительный опыт сопровождения строительных объектов. С более подробным перечнем услуг можете ознакомиться на сайте.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время