Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

В 2023 году произошли значительные изменения в строительстве. Во-первых, был принят первый Кодекс, регулирующий комплексно сферу строительства, в т.ч. порядок формирования стоимости и смет.

В связи с принятием постановления Минстройархитектуры № 39, были урегулированы вопросы определения сметной стоимости при строительстве объектов, а также при проведении пусконаладочных работ. Также в декабре 2023 года были внесены изменения в порядок определения цен на стройматериалы, произошли корректировки в ценообразовании, откорректированы формы сметной документации.

Также с 18.12.2023 действует новый порядок определения продолжительности строительства согласно СП 1.03.11-2023.

Рассмотрим данные изменения, а также какие особенности стоит учитывать организациям при строительстве.

1) Разработка ПСД и смет.

  1. Откорректирован состав сметной документации.

Например, ССР, сводка средств, ведомость сметной стоимости ПК, исключены из состава смет по двух стадийному строительному проекту.

  1. Установлен норматив на непредвиденные работы/затраты.

Норматив составляет 1,5 % от итога глав 1 – 10 ССР (благоустройство + текущий ремонт).

  1. Изменена форма Локальной сметы.

2) Госстройпортал: цены на ресурсы.

С 2023 года полноценно функционирует единый информационный портал в строительной сфере. Через Госстройпортал у участников строительства есть возможность отслеживать изменение цен на строительные материалы, осуществлять внесение информации объекта строительства в Единый реестр и пр.

3) Цены на стройматериалы.

Постановление № 116, которым регулировался порядок установления цен на стройматериалы, действовало до 31.12.2023. Так как далее не было принято новое постановление МАиС, организации применяли постановление № 73 и Инструкцию № 55.

С 31 января 2024 года участникам в сфере строительства необходимо руководствоваться новым порядком регулирования цен на стройматериалы – постановлением № 125.

В целом, подход регулятора сферы остался аналогичным ранее действовавшему, однако необходимо учитывать следующее.

При заключении биржевых сделок по приобретению стройматериалов на БУТБ, нормы постановления № 125 не распространяются и, соответственно, цена на стройматериалы формируется по результатам торгов.

С 2024 года не только подрядчики, но и заказчики применяют норматив рентабельности не более 20 процентов.

Импортерам разрешено при формировании цен на стройматериалы включать комиссионные расходы банка, а также стоимость услуг за подготовку деклараций и паспорта сделки, связанных с таможенным оформлением товара.

Если поставщик планирует участвовать в госзакупках, то формируется предварительная цена. И после процедуры закупки на основании прейскурантов цен, формируется отпускная цена.

Отметим, что несоблюдение требований ценообразования в сфере строительства может повлечь значительные негативные последствия – штраф в двукратном размере разницы между фактической и расчетной выручкой.

4) Продолжительность строительства.

Взамен ранее действовавшей нормативной продолжительности строительства, участники строительства теперь устанавливают оптимальной продолжительность.

При этом СП 1.03.11-2023 регулирует три основных этапа:

1 этап –подготовительный период;

2 этап – основной период;

3 этап – монтаж оборудования:

– испытания,

– комплексное опробование,

– пусконаладочные работы.

Получение разрешительной документации, срок разработки ПСД, оформление и отвод земельного участка, подготовка к приемке объекта в эксплуатацию, выход на проектную мощность – исключены из подсчета срока оптимальной продолжительности стройки.

Особенности оптимальной продолжительности строительства устанавливаются в отношении следующих объектов:

– жилых/общественных зданий;

– производственных;

– инженерной инфраструктуры.

 

При этом СП определен период времени, в течение которого заказчик и участники строительства должны обеспечить приемку объекта в эксплуатацию – от 2 недель до 2 месяцев.

Отметим, что строительные правила (в отличие от строительных норм), устанавливают рекомендуемые варианты и добровольные правила для применения участниками строительства.

В сравнении с ранее действовавшим регулированием, также стоит обратить внимание на течение продолжительности строительства, если принято решение о приостановлении строительства. Ранее действовавшее ТКП 45-1.03-122-2015 устанавливало особенности течения сроков при приостановлении строительства. Однако СП 1.03.11-2023 такие требования не устанавливает и применению (с июля 2024 года) подлежат только нормы, установленные Градостроительным Кодексом, Правилами № 1450.

Таким образом, при приостановлении строительства* сроки строительства автоматически не продлеваются, продолжительность строительства также автоматически не пролонгируется.

 

* Если разрешительная документация оформлена после 18.12.2023.

Таким образом, сфера строительства постоянно претерпевает изменения и дополнения. В связи с изменением подхода регулятора, сделан акцент на переход к информатизации строительства, системам электронного взаимодействия. Однако необходимо учитывать и все те требования, которые изменяются в связи с принятием новых НПА и СН/СП.

Юридическая компания «ЮС ИнвестЪ» имеет значительный опыт сопровождения строительных объектов. С более подробным перечнем услуг можете ознакомиться на сайте.

Остались вопросы?

Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время