Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

В связи с изменением условий ведения строительного бизнеса, сложностью логистики и доставки стройматериалов, необходимостью вовлечения построенных объектов в оборот в быстрые сроки, законодателем принят ряд изменений в области строительства. В статье рассмотрим основные нововведения, а также как это повлияет на участников строительного рынка Беларуси.

1. Утверждение Регламентов в сфере строительства (получение разрешительной документации в исполкоме, самовольное строительство, корректировка сроков стройки). 

Постановлениями Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 8, 11 и 16 утверждены Регламенты процедур по подп.:

– 3.9.11. (самовольное строительство);

– 3.16.5. и 3.16.6 (первичное и повторное изменение сроков).

– 3.16.1. (оформление разрешительной документации).

Регламентом № 8 (вступил в силу 27.04.2022а) утвержден перечень документов при приемке в эксплуатацию объекта самовольного строительства.

Регламентом № 16 (начало действия с 14.05.2022) установлен перечень документов, предоставляемых заинтересованным лицом при первичном и повторном изменении сроков строительства.

Регламентом № 11 (вступил в силу 08.06.2022) утвержден перечень документов, предоставляемых заявителем в тч. при:

  • благоустройстве/сносе;
  • строительстве на уже предоставленном ЗУ;
  • смене заказчика.

Также регламентом установлен перечень выдаваемых документов по результатам административной процедуры, в зависимости от каждой отдельной ситуации.

2. Заключение по результатам государственной закупки смешанного договора (поставка и строительный подряд).

Согласно разъяснению Министерства финансов (письмо от 31 января 2022 г. № 16-31/30426), если заказчик в качестве предмета государственной закупки определены только строительные работы, в стоимость закупки не включается стоимость приобретаемого подрядчиком оборудования, то сторонам не допускается включать в договор условие: «цена договора увеличивается на стоимость приобретаемого подрядчиком оборудования».

Таким образом, при заключении смешанного договора и не включении в предмет закупки стоимости оборудования, заказчику необходимо проводить отдельную процедуру государственной закупки.

3. СП 1.04.01-2021 вместо ТКП 45-1.04-206-2010.

С 01 февраля 2022 года введен новый технической нормативный акт, регулирующий порядок выполнения работ по ремонту (как текущего, так и капительного), модернизации зданий и сооружений, в т.ч. технической модернизации.

Чтобы определить к какому виду строительной деятельности отнести комплекс планируемых к выполнению СМР, необходимо руководствоваться приложениями А, Б, В к СП 1.04.01-2021.

4. Изменения в порядке аттестации в строительстве – внеочередная аттестация подрядчика.

В случае нарушения подрядчиком договоров, повлекших нарушение сроков строительства, появления объектов сверхнормативного незавершенного строительства, и при поступлении соответствующий информации в Минстройархитектуры, проводится внеочередная аттестация подрядчика/генподрядчика.

5. Изменения в порядке аттестации в строительстве – изменение перечень документов для получения аттестата.

С 27 марта 2022 года не нужно прикладывать для аттестации в РУП «Белстройцентр» следующие документы:

  • копия Устава и свидетельства о государственной регистрации;
  • копии документов о наличии СМК 9001-2015;
  • копии документов о наличии СУОТ, в т.ч. удостоверения по охране труда;
  • копии сертификатов соответствия;
  • прилагать информацию о наличии поверенного измерительного оборудования;
  • справочную информацию о строительных объектах за календарный год.

Дополнительно, с 09 апреля 2022 года внесены изменения в Квалиф.требования для получения организациями и ИП аттестатов в РУП «Белстройцентр». Прежде всего отметим либерализация законодательства и уменьшение требований для участников стройки. Теперь даже при аттестации на первую и вторую категорию не нужно в обязательном порядке получать сертификат СМК 9001-2015.

Также уточнено как подрядчики/проектировщики/инженерные организации должны подтверждать опыт в сфере строительства по своему направлению деятельности. Строительные объекты и договоры (не менее двух) должны быть за последние 5 лет; «реализованный» объект для целей аттестации подразумевает необходимость введения объекта в эксплуатацию и подписания акта ввода.

6. Госзакупка и обязательное обеспечение исполнения обязательств.

С 30 марта 2022 года исключена норма об обязательном включении в договор стройподряда условия об обеспечении исполнении обязательств. Теперь данное условие является диспозитивным и при заключении договора государственной закупки заказчик самостоятельно определяет необходимость включения такого условия.

7. Изменения в государственных закупках (изменяем договор без проведения новых процедур закупок).

С 31.03.2022 для заказчиков допускается корректировать условия договора с поставщиками/подрядчиками/исполнителями и увеличивать цену договора в рамках 15 % от первоначальной суммы путем подписания допсоглашения.

Но если была проведена закупка из одного источника, то правило 15% не применяется. В этом случае стороны вправе изменить (увеличить) объем товара в зависимости от фактических обстоятельств (т.е. не требуется проведение новой процедуры закупок независимо от объема увеличения предмета закупки).

Дополнительно законодателем введена для заказчиков процедур госзакупок возможность на 2022 год корректировать условия договора (цена, срок оплаты, срок исполнения договора), если такие изменения не было предвидеть заказчику изначально, при проведении государственной закупки. Однако формального основания для изменения договора недостаточно, обязательным является наличие экономического расчета со стороны контрагента (в части финансовых вопросов), а также обоснование о невозможности предусмотреть изменения сроков и порядка оплаты заранее.

8. Не нужно проходить государственную экспертизу.

В случае сноса объекта недвижимости, с 16 июня 2022 года сметная документация не проходит государственную экспертизу, только строительный проект и исключительно по решению заказчика/застройщика.

Также скорректировано положение № 791 в части законодательного закрепления нормы о том, что при применении прогнозных индексов, не нужно проходить госэкспертизу.

9. Закупка техоборудования.

Для начала реализации проекта заказчик (привлеченная им проектная организация) готовят предпроектную документацию, чтобы оценить эффективность инвестиций. В случае если заказчик принимает решение об обоснованности инвестиций, то предпроектная документация может являться основанием для проведения закупки оборудования для объекта.

Сторонам при заключении договоров строительного подряда с 30.06.2022 стоит помнить, что закупку техоборудования теперь осуществляет заказчик в соответствии с договором и графиком поставки. Далее оборудование передается подрядчику для монтажа и пусконаладки.

10. Предпроектная документация в сокращенном виде = задание на проектирование.

В Указ № 26 внесены изменения также в части состава предпроектной документации. Заказчику с 30.06.2022 дано право разрабатывать в форме задания на проектирование документацию на отдельные объекты и виды строительства (например, капремонта, техмодернизации, объектов с/х назначения 2-4 классов сложности и др).

Таким образом, строительная отрасль претерпела значительные изменения и обновления. Сфера проходит период либерализации законодательства как в сфере допуска на строительный рынок (снижение аттестационных требований), так и в сфере закупок, ведения строительства и пр.

Юристы ООО «ЮС ИнвестЪ» оказывают помощь как по отдельным вопросам строительства, в т.ч. разработка договоров с индивидуальными условиями, подготовка документов по сертификации в строительстве, получение лицензий, аттестация строительных организаций, так и комплексное сопровождение строительства.

Остались вопросы?

Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время