Подпунктом 2.1. пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ №143) определены некоторые особенности предоставления отсрочки, рассрочки по оплате налоговых платежей и налогового кредита в связи с неблагоприятным влиянием эпидемиологической обстановки на экономику.
Чем отличаются отсрочка, (рассрочка) оплаты налоговых платежей от налогового кредита?
Отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой предоставляются на сумму задолженности по налоговым платежам или пеням, а налоговый кредитом является перенос срока уплаты налога, который еще не наступил.
На какие платежи распространяется?
Указом № 143 установлено, что отсрочка, рассрочка, налоговый кредит распространяются на налоги (сборы), пошлины, полностью уплачиваемые в местные бюджеты, а также арендную плату за находящиеся в государственной собственности земельные участки. Срок уплаты указанных платежей – с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.
Перечень налогов (сборов), пошлин, которые полностью уплачиваются в местные бюджеты, установлен в ст. 32, 34, 36 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
При каких условиях можно получить?
Указ № 143 устанавливает альтернативные правила предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Это значит, что местные органы власти не должны учитывать условия предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, установленные в Налоговом кодексе, при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита на основании Указа № 143.
Подпунктом 2.1. п. 2 Указа № 143 установлено, что претендовать на получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита могут организации и ИП при соответствии одному из критериев:
- основной вид экономической деятельности юрлица или ИП должен быть включен в перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (утвержден Указом № 143);
- заявитель является арендодателем (ссудодателем), предоставившим недвижимое имущество (находящиеся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц) юрлицам и ИП (если их вид деятельности включен в Перечень либо если они оказывают бытовые услуги населению), если арендодатели (ссудополучатели) предоставили отсрочку в предусмотренном в подп. 6.1 и 6.2 Указа № 143 порядке. Речь идет о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы.
Кроме того, условием пользования отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом является своевременная уплата:
- текущих налоговых платежей;
- иных обязательных платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
- в установленный срок налоговых платежей, по которым предоставлена отсрочка, рассрочка.
На какой период предоставляется?
Налоговые платежи, по которым предоставлена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, должны уплачиваться ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.
Куда обращаться за предоставлением отсрочки, рассрочки по оплате налоговых платежей и налогового кредита?
Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы. Определить нужный государственный орган можно следующим образом:
- сначала определить налоговые платежи, в отношении которых будет запрошена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит;
- затем определить, в бюджет какого уровня уплачиваются данные платежи.
Например, в бюджет города Минска в полном объеме налог зачисляется налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории г. Минска (подп. 1.7. п. 1 ст. 36 Бюджетного кодекса). Следовательно, обращаться за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом в отношении указанного налога следует в Минский городской совет депутатов либо в Мингорисполком (если рассмотрение документов поручено Мингорисполкому Советом депутатов).
Какие документы нужно предоставить?
Указом № 143 не установлен перечень документов, которые необходимо предоставить в местные органы власти для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Однако такой перечень документов установлен в НК (хотя НК устанавливает иные основания для предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита). Полагаем, что перед подачей документов следует уточнить в местном органе власти, какие документы должны быть приложены к заявлению.
При подготовке документов опираться можно на список, установленный в Налоговом кодексе:
- заявление, об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя) по форме, утв. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14;
- годовая и (или) промежуточная индивидуальная отчетность за последний отчетный период, если обязанность составления такой отчетности для плательщика установлена законодательством;
- справка на последнюю отчетную дату об основных экономических показателях по форме, утв. постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42.
Какой срок на рассмотрение документов?
Опять же, Указ № 143 не устанавливает срок на рассмотрение документов. В НК такой срок составляет 13 рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых документов. В это срок входит запрос о состоянии расчетов плательщика с бюджетом, подготовка заключения о целесообразности предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, а также подготовка проекта соответствующего решения.
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время