Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Практика показывает, что проведение процедур государственных закупок достаточно часто проходит через стадию защиты своих прав и интересов Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие способы защиты:

  • подача заявления заказчику (организатору) о прекращении действий (бездействий), а также об устранении их результатов и (или) об отмене решения;
  • подача жалобы в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ);
  • подача иска в суд.

Как правило, основная масса жалоб подается в комиссию МАРТ. Количество исков в суд, связанных с применением законодательства о госзакупках, весьма незначительное.

Как защитить свои права при проведении госзакупок

Подача заявления на действия (бездействия) заказчика (организатора)

Статья 51 Закона от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг) (далее – Закон о госзакупках) предоставляет возможность подачи заявления о прекращении действий (бездействий), а также об устранении результатов указанных действий (бездействий) и (или) об отмене решений (далее – заявление).

Правом подачи заявления наделены:

  • участники процедур госзакупок;
  • юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица, не участники процедур госзакупок (далее – не участники процедур госзакупок).

Важно! Участник процедуры госзакупки вправе подать заявление при условии, что договор по результатам госзакупки не заключен или не начато обжалование в комиссии МАРТ. Не участники процедур госзакупок вправе направить заявление в отношении документов, полученных для подготовки предложений, и только до истечения сроков для их подготовки и подачи.

Заявление подается путем размещения на ЭТП. Если проводится закрытая процедура госзакупки, то такое заявление направляется в письменной форме по адресу заказчика (организатора).

Решение по заявлению должно быть принято не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня его размещения на ЭТП при проведении открытых процедур закупок и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявления заказчиком (организатором) при проведении закрытых процедур госзакупок.

Следует отметить, что данный способ защита прав является эффективным при наличии несущественных нарушений со стороны заказчика (организатора) (например, сроки выполнения работ в конкурсной документации отличаются от сроков выполнения работ в проекте договора). Если участник процедуры закупки полагает, что заказчиком (организатором) допущены существенные нарушения законодательства о госзакупках, то данный механизм не будет столь эффективным.

Подача жалобы в МАРТ

Закон о госзакупках (ст. 52) дает возможность участникам и не участникам процедур госзакупок подачу подать жалобу в МАРТ при наличии фактов нарушений прав и законных интересов.

Так как законодательство о госзакупках разграничивает понятия «участник закупки» и «иные лица», то и момент, до наступления которого тот или иной субъект процедур госзакупок может подать жалобу в МАРТ, также разграничивается.

Участникам процедуры госзакупки предоставлено право на подачу жалобы со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента уведомления участников о выборе победителя или об отмене процедуры госзакупки или признании ее несостоявшейся.

Следует обратить внимание, что обжалованию подлежат действия (бездействия), решения заказчика. Это не касается документов, ранее предоставленных для подготовки предложения.

  • Участникам процедур закупки из одного источника предоставлено право на подачу жалобы со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.
  • Не участникам процедур госзакупок дано право подать жалобу до истечения срока для подготовки и подачи предложений.

Жалоба должна соответствовать требованиям, указанным в п. 3 ст. 52 Закона о госзакупках, в противном случае она не будет принята к рассмотрению. Подача жалобы осуществляется путем ее размещения на ЭТП в случае проведения открытых процедур закупок. Если была проведена закрытая процедура закупки, жалоба направляется в адрес МАРТ в письменной форме.

Последствия подачи жалобы в МАРТ

Подача жалобы приостанавливает процедуру государственной закупки на срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении госзакупки.

Кроме того, принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения комиссией МАРТ камеральной проверки процедуры госзакупки.

В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится (ч. 1 п.1 ст.54 Закона о госзакупках).

Принятое решение по жалобе, а также акт камеральной проверки или предписание подлежат размещение на ЭТП и (или) направляются в письменной форме всем заинтересованным лицам.

Судебная защита прав в процедурах госзакупок

На практике рассмотрение в судах исков по процедурам госзакупок сводится к признанию их недействительными. Также встречаться иски по обжалованию решений МАРТ.

Порядок обращения в экономический суд и подготовки иска регулируется ХПК. В отношении исков по процедурам госзакупок определенных особенностей законодательство не устанавливает.

Преимущества защиты прав в МАРТ:

  1. Короткие сроки рассмотрения жалобы (не более 10 рабочих дней с момента принятия решения о приостановлении госзакупки);
  2. Проведение камеральной проверки комиссией МАРТ с вынесением отдельного решения (акта камеральной проверки или предписания);
  3. 3) Для подачи жалобы в МАРТ не требуется уплата госпошлины;

Преимущества защиты прав в экономическом суде:

  1. Возможность применения меры обеспечения исполнения (например, о приостановлении процедуры закупки);
  2. Возможность привлечения в судебный процесс экспертов, в том числе возможность проведения судебной экспертизы;

Вместо заключения

Действующее законодательство о госзакупках позволяет участникам процедур госзакупок и не только им реализовать свое право на защиту. Предусмотрено несколько вариант такой защиты. Каждый из выбранных способов по-своему эффективный и действенный. При этом, выбирая какой-то один конкретный способ защиты необходимо учитывать, какие нарушения были допущены заказчиком (организатором), пропущены ли сроки и проч. А самое главное, при помощи юристов необходимо сразу писать четкую и обоснованную жалобу, а также разработать план действий, в том числе запасные варианты. Практика показывает, что чем эффективнее и активнее будут действия по защите прав в госзакупках, тем высока вероятность отстоять свои права.

Остались вопросы?

Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.