Планируемые изменения налогового законодательства могут существенно повлиять на бизнес в Беларуси. В данной статье будут освещены отдельные новеллы в НК, которые предложил Минфин.
Отменяется налог на вмененный доход
Предусматривается, что этот особый режим налогообложения будет отменен с 01.01.2021. При этом ситуация с переходом плательщиков данного налога на УСН неоднозначная: подать уведомление о переходе на УСН в 2021 следует до 31.12.2020, однако до этого дня изменения в НК могут и не быть опубликованы. Считаем, что оптимальным был бы вариант продления для организаций, платящих налог на вмененный доход в 2021 г. срока на подачу уведомления о переходе на УСН в 2021 г.
Исключается обязанность сообщать в налоговые органы об участии в белорусских компаниях
Такая обязанность закреплена в подп. 1.9.1. ст. 22 НК. С 01.01.2021 плательщики не обязаны сообщать об участии в белорусских организациях. Данное изменение логично, ведь у налоговых органов есть доступ к Единому государственному регистру юридических лиц и ИП.
Изменился порядок обращения за отсрочкой/рассрочкой оплаты налогов
С 01.01.2021 при выборе компетентного органа для обращения следует учитывать, в какой бюджет платиться налог: в республиканский или местные. Физлица при этом обращаются в органы по месту жительства, а по вопросам земельного налога и (или) налога на недвижимость – по месту нахождения объектов налогообложения такими налогами.
При постановке на учет иностранных организаций требуются дополнительные документы
Если иностранная организация становится на учет в налоговые органы в связи с выполнением работ/оказанием услуг, то помимо документов из подп. 1.5. ст. 70 НК, с 01.01.2020 нужно будет также представить копию выписки банка, подтверждающей открытие текущего (расчетного) счета в белорусском банке. Также указанный подпункт дополнен встречавшимся ранее разъяснением: если по условиям договора срок выполнения работ (оказания услуг) был менее 180 дней, но потом был увеличен, то встать на учет необходимо не позднее истечения 180 дней.
Также установлено, что в случае нарушения плательщиком срока постановки на учет такая постановка будет производится налоговым органом на основании документов или информации о плательщике или объектах налогообложения. Кроме того, более подробно будут урегулированы вопросы снятия с налогового учета иностранных организаций.
Изменение в порядке обжалования
Жалоба на действия должностных лиц Министерства по налогам и сборам может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому непосредственно подчинено (ранее было – «вышестоящему») лицо, чьи действия обжалуются. Срок на такое обжалование сохранен – 30 календарных дней.
В НК прописали взаимосогласительную процедуру между налоговыми органами
Такая процедура может быть применена, если плательщик считает, что действия налоговых органов Беларуси и (или) другого государства, с которым у Беларуси заключен международный договор в сфере налогообложения, приводят к налогообложению в нарушение договора. Заявление о применении процедуры в МНС подают налоговые резиденты Беларуси; граждане Беларуси – налоговые резиденты иностранных государств; налоговый резидент иностранного государства, если право на подачу им заявления указано в договоре. Цель – выработка договоренности в сфере налогооблложения. По результатам процедуры достигается договоренность между МНС и налоговым органом другого государства. Такая договоренность является обязательной. Если в течение 3-х лет договоренность не достигнута – процедура завершается без достижения договоренности.
Внесены изменения в правила исполнения обязанности по уплате НДС иностранными организациями
Пункт 2 ст. 114 НК дополнен правилом, согласно которому иностранная организация исчисляет и уплачивает НДС, если такая компания не состоит на налоговом учете в Беларуси при начале проекта, но потом становится на учет, либо по истечении срока в 180 дней со дня начала проекта (если проект продолжается более 180 дней).
Реализация арестованного имущества должника в исполнительном производстве не является объектом НДС
Перечень операций, которые не являются объектами налогообложения НДС, дополнен подп. 2.3.30, согласно которому реализация арестованного имущества должника в рамках исполнительного производства, включая передачу имущества взыскателям, исключен из объектов НДС.
Изменен порядок определения места реализации работ/услуг/имущественных прав на объекты ИС для иностранных организаций
С 01.01.2020 территория Беларуси не будет признаваться местом реализации указанных объектов при одновременном соблюдении условий: 1) работы/услуги/имущественные права на ИС должны быть проданы иностранной компанией, не осуществляющей деятельность через ПП, другой иностранной компании и потреблены представительством, или постоянным представительством, или филиалом такой иностранной организации; 2) территория Беларуси не признается местом реализации только часть работ/услуг/имущественных прав на объекты ИС в размере менее 10% от их стоимости в соответствующем периоде. Данное нововведение влечет увеличение налоговой нагрузки на такие операции.
Снижен процент численности работников с инвалидностью для применения льготы по НДС
В подп. 1.16 ст. 118 НК процент численности работников с инвалидностью для освобождения оборотов по реализации от НДС уменьшен с 50 до 30. Также норма дополнена указанием на то, что льгота распространяется на всех плательщиков при реализации приобретенных у пользователей льготы товаров. Основанием для применения льготы покупателем будет указание в ПУД записи «Освобождение согласно подпункту 1.16 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь».
Основанием для применения ставки НДС 10% к лекарствам станет включение в реестр
Для применения сниженной ставки необходимо включение лекарственных средств или медицинских изделий в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств (медицинских изделий), выдаваемого Минздравом.
Определены правила применения налоговых вычетов по НДС для иностранных организаций при реализации проектов в Беларуси
Иностранные компании при реализации проектов вправе применять вычеты по НДС 1) после постановки на учет; 2) требуются ЭСЧФ от поставщиков; 3) должны быть выполнены иные условия для применения вычетов по НДС. Данные правила предусмотрены в п. 4 ст. 132 НК.
Вознаграждения по итогам работы за год исключены из состава нормируемых затрат
Данные расходы исключены из п. 2.1. ст. 171 НК и включены в п. 2.9. ст. 170 НК (Затраты по производству и реализации).
Изменяется порядок учета затрат в виде стоимости ГСМ
Исключается ч. 2 п. 1.2. ст. 171 НК, в которой шла речь о порядке определения норм топлива при отсутствии норм, установленных законодательством. Вместо этого вводится подп. 1.2.-1, согласно которому к нормируемым относятся затраты на оплату стоимости топлива и электрической энергии для механических ТС и др., израсходованных в пределах норм, установленных руководителем самостоятельно либо на основании результатов проведенных аккредитованной лабораторией испытаний.
Ставка НДИ по консультационным услугам по привлечению международных займов составил 0%
Подпункт 1.1. ст. 192 НК дополнен указанием на то, что по ставке 0 % облагаются доходы иностранных организаций от оказания консультационных услуг для реализации международных договоров по привлечению в Беларусь денежных средств международных организаций. Представляется, что такие консультационные услуги будут закупаться достаточно активно.
Доходы от долговых обязательств, а также от отчуждения ценных бумаг долей в белорусских компаниях могут облагаться НДИ по ставке 6 %
Такая льгота предусмотрена при наличии нескольких условий: 1) доходы должны быть получены от долговых обязательств любого вида, либо от отчуждения ценных бумаг (кроме акций) или их погашения, либо отчуждения долей в УФ (паев, акций) бел. организаций; 2) указанные доходы должны получаться от участия в зарегистрированных в Беларуси инвестиционных фондах; 3) период применения пониженной ставки – 3 календарных года с года возникновения прибыли фонда; 4) период существования льготы – до 01.01.2025.
Передача в безвозмездное пользование не своего недвижимого имущества больше не является препятствием для применения УСН
Из п. 2.1.5. ст. 324 НК исключено указание на безвозмездную передачу в пользование как на обстоятельство, которое исключает применение УСН. Это должно положительно отразиться на количестве плательщиков налога при УСН.
Доверительные управляющие, сдающие в аренду имущество вверителей, смогут применять УСН
Такое новшество предусмотрено в ч. 2 п. 2.1.5. ст. 324 НК. Нововведение должно повысить привлекательность передачи имущества в доверительное управление.
Изменены критерии для применения УСН в 2021 году
Организации вправе не платить НДС до достижения средней численности в 50 человек и выручки нарастающим итогом с начала года 1 481 522 руб. Для ИП порог выручки составляет 465 255 руб. Применение УСН прекращается по достижении численности в среднем с начала года 100 человек либо валовой выручки нарастающим итогом 2 159 235 руб. для организаций и 465 255 руб. для ИП.
Вести учет в книге доходов и расходов в 2021 г. вправе организации с численностью в среднем с начала года до 15 человек и выручкой до 817 520 руб., а также ИП.
Для перехода на УСН в 2022 году организациям необходимо, чтобы за первые 9 месяцев численность не превысила 100 чел., а выручка – 1 623 479 руб. Для ИП критерий по выручке за первые 9 месяцев – 348 941 руб. С изменениями, касающимися транспортного налога, НДС и других налогов, Вы можете ознакомиться на сайте МНС .
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время