Отрасли юридических услуг:
Последние публикации:
Последние новости:

Особенности обеспечения в закупках при строительстве

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Особенности обеспечения в закупках при строительстве

Нормы законодательства об обеспечении закупок при строительстве

Нормы Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 г. № 88 (далее – Положение № 88), установили, что при проведении закупок при строительстве с использованием таких процедур как подрядные торги и торги может устанавливаться конкурсное обеспечение.

Конкурсное обеспечение (далее – КО) представляет собой своего рода гарантию участника в надлежащем исполнении обязательств по участию в подрядных торгах (торгах) и заключению по результатам проведения указанных процедур соответствующего договора (п. 2 Положения № 88).

Когда конкурсное обеспечение не подлежит возврату

Положение № 88 конкретизирует, какие неправомерные действия участника закупки влекут отказ в возврате КО, а именно:

  • участник-победитель отказался от заключения договора;
  • участник-победитель не предоставил обеспечения исполнения обязательств по договору, а также сделал это с нарушением соответствующих сроков и иных условий;
  • в случае, когда участник отзывает или изменяет свое конкурсное предложение после истечения сроков на представление предквалификационных документов и конкурсных предложений.

Виды конкурсного обеспечения

Выделяют следующие виды КО:

  • денежные средства, которые перечисляются заказчику (организатору);
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • иные формы обеспечения исполнения обязательств.

Особенности конкурсного обеспечения в закупках при строительстве

  1. Предоставление КО не является обязательным, за исключением случаев, когда о предоставлении КО прямо указано в документации на закупку. Как следует из Положения № 88 заказчику (организатору) закупки предоставлено право на установление КО. Поэтому последний может указанным правом воспользоваться, а может и отказаться от него.
  2. Положение № 88 определяет, когда КО подлежит возврату.

Так, КО возвращается в течение 4-х рабочих дней с момента:

  • отмены процедуры закупки;
  • признание процедуры закупки несостоявшейся;
  • непризнания участника победителем закупки;
  • отзыва участником конкурсного предложения до истечения срока его действия, если такой отзыв допускается в соответствии с конкурсной документацией;
  • отзыва участником конкурсного предложения до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи предквалификационных документов и конкурсных предложений;
  • отказа участнику в дальнейшем участии в подрядных торгах по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников.

Победителю закупки КО возвращается в течение 3-х рабочих дней с момента заключения соответствующего договора.

  • В документации по закупке должны быть указаны размер КО и сроки предоставления КО. Так, Положение № 88 говорит о том, что размер КО не может быть выше 5% цены заказа. По срокам в Положении № 88 отрегулированы следующие условия: КО предоставляется одновременно с конкурсным предложением участника; срок действия КО не может быть меньше срока действия конкурсных предложений.
  • Положение № 88 не определяет, какой конкретно вид (форма) КО должен быть использован при проведении закупки. Положение № 88 лишь указывает на возможные варианты, в том числе позволяет заказчику (организатору) установить иной вид (форму) обеспечения, который будет наиболее приемлемым для последнего. В данном случае, в конкурсной документации должны быть четко прописаны вид (форма) КО, порядок предоставления КО и иные условия. Например, если в качестве КО используется вариант с перечислением денежных средств, то в конкурсной документации должны быть указаны реквизиты для оплаты. Кроме того, Положение № 88 позволяет участнику закупки самостоятельно определить какой из видов (форм) КО будет применять в случае, если в конкурсной документации указано лишь условие о необходимости предоставления КО. На практике часто возникают проблемы с применением иных способов обеспечения, поэтому они не широко используются.
  • Следует различать понятия КО и обеспечение исполнения обязательств по договору. Так, ранее уже было указано, что размер КО не должен превышать 5% цены заказа. Размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен быть от 5% до 30% цены заказа. Он представляется, как правило, участником после объявления его победителем закупки. Обращаем внимание, что Положение № 88 не запрещает в дальнейшем использовать КО участником-победителем в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору. Полагаем, что такую возможность следует дополнительного согласовывать с заказчиком (организатором) либо регулировать в конкурсной документации.
  • В отличие от государственных закупок, Положение № 88 не регулирует вопрос о том, что делать заказчику (организатору) с КО в случае его невозврата. В данном случае заказчик вправе принимать решение о судьбе КО с учетом норм действующего законодательства.
  • Положение № 88 не регулирует вопросы порядка возврата обеспечения исполнения обязательств по договору в случае прекращения указанного договора. Положение № 88 предусматривает, что перечисленные заказчику денежные средства в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору находятся в распоряжении последнего весь срок действия обязательств подрядчика по договору строительного подряда. Данная сумма может быть уменьшена в ходе исполнения договора на стоимость выполненных строительных работ по решению подрядчика. То есть срок и порядок возврата денежных средств после прекращения договора необходимо четко прописывать вдоговоре строительного подряда. При этом, следует обратить внимание на то, что у заказчика есть право на удержание неустойки (пени) за нарушение сроков выполнения работ (срока сдачи объекта в эксплуатацию) из перечисленной подрядчиком суммы обеспечения исполнения обязательств по договору. Такое право сохраняется и наудержание суммы убытков и иных сумм, предусмотренных в договоре в качестве компенсации заказчику за нарушения условий договора подрядчиком.
  • Участник закупок должен четко понимать, что в случае признания его победителем, он должен подписать соответствующий договор в сроки, предусмотренные Положением № 88, а также на условиях, по которым он был признан победителем. В противном случае КО не будет возвращено. На практике случаются ситуации, когда участник, признанный победителем торгов на закупку оборудования для строительства, в процессе подписания договора поставки изменяет (корректирует) сроки поставки, тем самым изменяет существенные условия, сформированные по результатам закупки на основании которых участник и был признан победителем. В таком случае заказчик вправе не возвращать КО на основании того, что участник-победитель отказался (уклонился) от подписания договора. По такому же принципу идет и судебная практика.

С учетом изложенного, рекомендуем заказчикам (организаторам) в случае принятия решения об установлении КО при проведении закупок при строительстве прописывать в конкурсной документации порядок применения КО (вид (форма) КО, порядок предоставления, сроки), в том числе порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору, а также механизмы возврата КО, обеспечения исполнения обязательств по договору во избежание споров и нарушений действующего законодательства.

Вам будет интересно прочитать:
Заказать обратный звонок