Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Может ли юридическое лицо провести реорганизацию в форме выделения или разделения, если у него имеются кредиторская задолженность и возбужденные в отношении этого юридического лица исполнительные производства? Юридическое лицо может провести реорганизацию в форме выделения или разделения, предварительно уведомив кредиторов, при условии, что кредиторы не потребуют досрочного прекращения обязательств до реорганизации. При наличии исполнительного производства, после совершения реорганизации, судебный исполнитель производит замену стороны в деле на правопреемника (если обязательства по данному процессу не остались у юридического лица, а перешли к другому юридическому лицо на основании разделительного баланса). Предварительно необходимо убедиться, что не было принято каких-либо мер обеспечения исполнительного производства, которые могут препятствовать реорганизации юридического лица (например, предавать, отчуждать иному юридическому лицу определенное имущество). В соответствии со ст. 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», реорганизуемое хозяйственное общество или орган, принявшие решение о реорганизации хозяйственного общества, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого хозяйственного общества. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества. Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров. Кредитор реорганизуемого хозяйственного общества вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков. Требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами. Исходя из Закона Республики Беларусь №94-З от 12.12.2013 «О противодействии монополистической деятельности» для реорганизации может потребоваться согласие антимонопольного органа, если балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает 100 000 базовых величин или объем выручки одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, создания, превышает 200 000 базовых величин либо если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий. Обратим внимание, что на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, должна быть проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Данную информацию юридическое лицо подтверждает при подписании заявления по установленной форме. При ситуации, когда учредителем вновь создаваемого юридического в результате выделения или разделения будет другое юридического лицо, необходимо обратить внимание, что такое юридическое лицо – учредитель не должен иметь не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее); имеется согласие всех кредиторов учредителя по гражданско-правовым обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия. Данную информацию юридическое лицо подтверждает при подписании заявления по установленной форме. Согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 №439-З «Об исполнительном производстве», в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (реорганизации юридического лица и в других случаях перемены лиц в обязательствах) судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии исполнительного производства. Замена стороны исполнительного производства ее правопреемником производится на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, если такое правопреемство допускается законодательством, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством. Для правопреемника все исполнительные действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа. Судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случае реорганизации юридического лица, являющегося стороной исполнительного производства до определения правопреемника стороны исполнительного производства. Исходя из Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда № 21 от 26.11.2009 следует, что если имеются сведения о реорганизации стороны в исполнительном производстве, судебный исполнитель направляет запрос в орган, осуществляющий государственную регистрацию субъектов хозяйствования, с целью установления правопреемника реорганизованной стороны. В случае выбытия стороны из исполнительного производства экономический суд осуществляет замену этой стороны ее правопреемником по письменному заявлению правопреемника или одной из сторон и приостанавливает исполнительное производство, о чем выносит определение. С наступлением правопреемства исполнительное производство возобновляется на основании определения хозяйственного суда о возобновлении исполнительного производства с того действия, на котором оно было приостановлено. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил. В соответствии со ст. 348 Хозяйственного процессуального кодекса в качестве меры обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято запрещение должнику выполнять определенные действия. Другими словами, реорганизация должника может быть запрещена.
Бабицкий Владислав Игоревич
Юрист компании "ЮС Инвест"
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и наш юрист свяжется с Вами в ближайшее время