Отрасли юридических услуг:
Последние публикации:
Последние новости:

Заключаем договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений об изъятии и предоставлении земельных участков, принимаемых в порядке, установленном Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденным Указом № 667 (далее – Положение № 667).

В соответствии с Положением № 667, п. 6. закрепляет условие о том, что договор аренды земельного участка, заключаемый при его предоставлении, в том числе по результатам аукциона аренды, подготавливается соответствующей землеустроительной службой местного исполнительного комитета в соответствии с типовой формой, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Так как типовая форма данного договора утверждена нормативным правовым актом (постановлением Совета Министров от 20 марта 2008 г. № 427), то она обязательна для сторон при заключении договора. При этом изменить условия такого договора возможно по соглашению сторон, только если типовая форма договора или законодательство предусматривает такую возможность.

По общему правилу, согласно ст. 31-1 КоЗ, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду без проведения аукционавносится плата. Исключения из данного правила предусмотрены в данной статье.

  Например, в отношении юридических лиц:

1) для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры (сооружений и инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации, связи, теле- и радиофикации, нефтепроводов, а также автомобильных дорог, улиц, маршрутов общественного транспорта и иных коммуникаций) и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров;

2) если требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества, за исключением случаев, установленных законодательными актами);

3) для размещения приемных пунктов вторичного сырья, объектов сортировки, обезвреживания, переработки коммунальных отходов и объектов захоронения твердых коммунальных отходов (организациям, осуществляющим сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов)

 инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционный проект:

для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Относительно существенных условий договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности отметим следующие моменты:

  1. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, и те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 402 ГК).
  2. Согласно Закону о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним от 22 июля 2002 г. № 133-З и Типовой форме договора аренды, в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности при описании предмета должны быть указаны:
  • местонахождение земельного участка;
  • площадь;
  • целевое назначение;
  • кадастровый номер земельного участка.
  1. Срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок.

Исходя из ст.17 КоЗ, сроки аренды земельного участка определяются следующим образом:

  • общий срок аренды не может превышать 99 лет;
  • нижний порог — 10 лет установлен для ведения сельского хозяйства;
  • срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства (примечание 2) и (или) эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений), на более короткий срок — только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок;
  • срок аренды земельного участка, предоставленного для целей, связанных с использованием переданного в аренду водного объекта (его части), не должен превышать срока аренды этого водного объекта (его части).

Форма договора аренды допускает также положение о том, что в договоре аренды могут быть указаны иные условия, не противоречащие законодательству. Например, если договор аренды заключается на основании приобретения государственного имущества по результатам аукциона, то необходимо в п. 25 договора указать, что: «Договор составлен на основании протокола заседания комиссии по проведению аукциона по продаже имущества, находящегося в собственности (указать) района, с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, № ( ) от (указать дату).

На земельных участках, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений арендаторами, если это соответствует целевому назначению этих земельных участков и условиям их предоставления в аренду, указанным в решениях государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и договорах аренды земельных участков.

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Кодекса о земле, порядок взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь. На данный момент такой порядок закреплен в Указе Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

 

Пример расчета арендной платы за земельный участок:

Кадастровая стоимость земельного участка оставляет 15 000 р. 00 коп.

Площадь земельного участка -1,5 га.

Месторасположение – Минский район.

Функциональное использование земельного участка – производственная зона

Расчет:

Кадастровая стоимость за 1 га – 10 000р. 00 коп.

Так как кадастровая стоимость земельного участка составляет менее 14 126 белорусских рублей за гектар, то применяется коэффициент к кадастровой стоимости – 155,39 рубля за гектар.

Годовая арендная плата за земельный участок составит 1,5*155,39 *2,5 = 582 рубля 71 копейка (2,5 — повышающий коэффициент к арендной плате, установлен решением Минского районного исполнительного комитета от 13 декабря 2013 г. № 8087 «О размере ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).

Вам будет интересно прочитать:
Заказать обратный звонок